ГлавнаяБлоги
Разделы статей

           Добро пожаловать!

Мы рады приветствовать Вас на страницах педагогического портала "Куна"!
Педагогический портал призван объединить педагогическое сообщество, обеспечить обмен мнениями и дать возможность заявить о себе каждому педагогу.
После регистрации Вам станут доступны все функции сайта: Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 
Блоги
За царя в голове!Метод общего числителя
Если вам приходится систематически наблюдать политические ток-шоу на различных телеканалах, то обращает на себя внимание факт однородности приглашаемых политических экспертов. Каналы - разной подчинённости, а ядро основных политических комментаторов - общее. О чём это может говорить? Пожалуй, только об одном - об общем источнике формирования экспертных команд, если можно так сказать, общем числителе. Причём имена всех экспертов легко впишутся в один десяток. В большой стране. Не маловато? Зато достигается управляемость пространства политической полемики, если такая задача ставится.
Можно назвать это методом общего числителя. Если внимательно посмотреть на какие-то действия, например, социальные реформы, которые проводятся вроде бы от имени государства, может выясниться, что их, на самом деле, проводит определённая группа людей, внешне между собой не связанная. Но при более внимательном изучении возможных связей между ними, они могут оказаться в одной команде. И у команды обязательно имеется своя история, лидер и внутренняя повестка дня.
За царя в голове!Впервые на уроке музыки
Занятие по фортепьяно вела педагог известной музыкальной школы в Красногорске "Алые паруса" Наталья Владимировна Ярошенко. Тема была связана с полифонией, а музыкальный материал - "Маленькие прелюдии" И.С. Баха. Что открыл для себя?
Музыкальная полифония, как принцип построения музыкального произведения, аналогичен принципу, на основе которого строится и литературное произведение. За основу берётся главная тема, другие же темы (подтемы) развивают её в самых разных вариациях в зависимости от творчества автора. То есть это - универсальный художественный принцип. Этот принцип вполне применим при разработке лекции, урока, проекта - любого вида образовательного занятия. Сейчас педагоги обычно планируют занятие по линейному принципу, последовательно. Это - схематично, лишает его богатства смыслового и сюжетного диапазона. Интеграцию науки и искусства в образовательной деятельности можно рассматривать и в таком контексте.
Интересно, что " Маленькие прелюдии" Бах создавал специально для своих детей, которых обучал музыке. Спустя 300 лет современные юные музыканты учатся по тем же нотам. Бах как педагог, не только музыкальный педагог - достойная тема для академической истории педагогики, которая "учитывает", как правило, только авторов текстов.
За царя в голове!Система или Антисистема?
Речь, произнесённая Президентом России в Сочи, в образовательном центре "Сириус", можно считать программной. Уверен, любой педагог чистосердечно готов под такими словами подписаться. Однако...
Однако реальная практика управления, на мой взгляд, ведёт в другом направлении. Формальные показатели "успеха" могут зашкаливать, но почему:
- растёт перегрузка школьников вопреки всем нормам Трудового кодекса;
- нарастает формализм в организации и оценке труда учителя, деградация творческой составляющей в его труде, без чего полноценная педагогическая деятельность лишается своей сердцевины;
- управленческие системные ошибки (точнее: бессистемные) списываются на неудовлетворительную работу "последней мили" - учителя и школы;
- фактическое изменение модели школы и педагогической деятельности без "общественного договора", т.е. без общественного согласия, точнее - вопреки общественному мнению;
- резкое ослабление общественных начал в управлении образованием, например, бюрократическим формированием общественных советов и т.п.?
Перечень можно продолжить - так, что впору говорить не о развитии, а о кризисе образования.
Названные вопросы возникли из общения с учителями и родителями в течение последних 2-3 лет.
За царя в голове!Дорога в школу. С Днём знаний!
Мы так долго ждали лета, но... вот, оно пролетело. Кажется, только вчера день становился длиннее, а вода в реке теплее. Но уже ночные тени выглядят резкими при полной луне, где-то мелькнёт падающая звезда. А ты, как всегда, не успел загадать желание. Лето в России короткое, тем оно долгожданнее и дороже.
Но также коротки осень, зима и весна, особенно если ты не однолюб и они тебе тоже нравятся, и ты находишь занятие по душе в дождь, снег или половодье. У природы плохой погоды не бывает. От человека зависит, от его отношения.
Уважаемые коллеги, все, кто учит и учится сам, поздравляю вас с первым днём осени, который стал Днём знаний! Мы их особенно ценим, когда чувствуем недостаток. Пусть ваши дома будут полны не только материальной пищей, но открытиями, которые делаются умом и сердцем!
За царя в голове!Школа... Что в имени твоём?
Присвоение школам имён великих людей - известная и хорошая традиция. Но таких школ в Москве, например, могло бы быть больше. В Польше, скажем, если поинтересоваться школами Варшавы или Кракова, каждая из них имеет так называемого патрона. Эта тема недавно прозвучала в Москве. В чём проблема?
Не в дефиците имён выдающихся деятелей культуры, науки, военного дела или государственного строительства. А в настроении "чего изволите?", когда какая-то красивая идея вдруг становится чиновничьей "фишкой". Начинается профанация. Имя дадут тому, кто даже близко не только не соответствует, но и не помышляет об этом.
Имя выдающегося человека - это, в первую очередь, символ творчества (в той или иной сфере). Но кому оно нужно? Творчество?
За царя в голове!Управление проектами вместо системы жизни?
В близкой деревне, и без того небольшой, некоторое время назад два молодых парня, родные братья, погибли от пьянства или наркотиков. Сейчас ещё двое - друзья детства - пьют, потом валяются. Можно сказать: сами виноваты, родители виноваты - не так воспитали. А если родители сами были перебиты в полёте? Их родителей обвинять? Наверное, не все могут добиваться успеха самостоятельно. Предполагаю, что большинству это и не нужно. Большинству нужно просто стабильно жить, ощущать устойчивость жизни и черпать в этом удовлетворение. Без рекордов. Не уверен, что это плохо. Уверен даже, что это именно и хорошо. Устойчивость и понятность частной жизни есть гарантия стабильности общества и государства. И развитие - на этой базе, вместе с ней, а не вместо неё. Для развития нужны беспокойные. Их немного.
Советская власть создавала государственные компенсирующие механизмы отчуждения человека, возможно, перегибала палку, но - как могла. В то время к этим парням уже не раз бы пришёл участковый и хотя страхом, но кого-то остановил, а, может, и всех. Им бы не дали тунеядствовать, включили в большой трудовой коллектив (каких было большинство), а уж трудовой коллектив в лице профкома, парткома, комсомола, не считая непосредственных начальников, их бы в покое не оставили. Плюс местные органы власти. Плюс кино... плюс нормальный балет без "экскриментов"... плюс бесплатные катки зимой... Да и общая атмосфера в обществе по отношению к таким вещам... во-первых, общая атмосфера имела место. Во-вторых, отрицательно настроена. Всё это сейчас отсутствует. Безразличие. Да, было такое всегда. Скажу больше - будет. Вопрос: в каких масштабах?
Но дело даже не в социальных "язвах". Они показатель нечто более существенного. Мне кажется, в организации жизни происходит замена понятия "система жизни" на "проект". Вместо "качества жизни" - "рейтинг результатов" деятельности. Но раз жизнь трещит, значит даже перечень проектов не может обеспечить функционирование каких-то жизненных основ. Система - может. А проекты - только частично. Не "улавливают" импульсы почвы.
Проект нацелен на результат. Система - на связи и отношения. Автор проекта может легко вступить в конфликт с окружением и будет (по своему, узкому, взгляду) прав. Автор системы изучает противоречия, их источник, чтобы предупредить.
Но противоречие между проектом и системой существует в голове догматиков. В диалектическом сознании они друг друга дополняют. Однако диалектику сделали ругательным словом те, кому она не выгодна. Только беда в том, что догматики стали командовать там, где требуется диалектика. Проект дополняет систему, выступает её элементом, а не разрушителем, развивает и видоизменяет.
Представляется, что если мы не перейдём (или не вернёмся) к системному социальному управлению, разрывы в нашей жизни будут нарастать до опасных состояний - мы уже проходили такие прежде. Звоночки звенят. Публичной трескотнёй не заболтаешь.
Ключевые слова известны: системное управление, человеческие отношения, качество жизни, качество образования. Тогда появится перспектива жизни. Человек сможет ставить реальные жизненные цели, планировать жизненный путь на основах, а не наугад "стать миллионером" или подавать по чужой команде "голос".
Водка - зачем? Есть другое.
За царя в голове!Гуманитарные войны
Когда администрация США и под её давлением американские союзники по всему объявили санкции, их расчёт, на мой взгляд, сводился к следующему. Вначале санкции были направлены персонально против команды президента России. Эти люди - очень богатые. Многие возглавляют государственные корпорации. Сведения о доходах, которые известны, показывают, что они превышают средние доходы гражданина Россия в тысячи раз. Объяснить и оправдать это в небогатой стране, чтобы в справедливость такого распределения поверили массы, согласитесь, практически невозможно. Американский расчёт был верен. Тем более, что он прошёл апробацию только что на Украине, а ещё ранее - в годы советской перестройки. Т.н. "демократическое движение", его идеологи, сделали в своих публикациях и призывах ставку именно на это. Хотя такой разрыв в доходах тогда и не снился, Советский Союз был сметён. Похожим образом дело обстояло и в 1917 г. Российская и советская элиты катастрофически проиграли. Начинали "заваривать кашу" те, кто интеллигентно и законопослушно требовал справедливости, но на их плечах к власти приходил завистливый Хам. Американские сценаристы знают, что с ухудшением экономической ситуации повседневной жизни градус "зависти" будет расти.
В психологическом отношении дело усугубляется тем, что "обратная связь" между госаппаратом и гражданами очень слаба: многочисленные вопросы, просьбы, жалобы "снизу" наталкиваются на равнодушие "сверху" в разных его видах: очень часто на них отвечают формально, либо не отвечают вовсе. Кто-то, наверное, изучает, но открытой статистики нет, однако в общем социальном самочувствии начинают преобладать именно такие настроения. Настроения недоверия. И это предельно опасно. Это ведёт к неустойчивости, а в ситуации неустойчивости политическая ошибка, за которую раньше простили бы, может стать роковой.
Тренд недоверия в общественном мнении необходимо решительно переламывать. Господа политики, перестаньте пиариться, научитесь выходить на улицу и вести прямой разговор. В объявлениях на улице мы читаем анонсы о концертах звёзд эстрады, а не встречах с государственными деятелями. Говорите нам не о том, как вы упорно работаете, а каких результатов добиваетесь. Популярные политические ток-шоу на ТВ: почему в 140-миллионной стране из студии в студию переходит один десяток одинаковых лиц? Где грамотные люди из регионов? Из других стран? Узко в профессиональном отношении.
Это - отражение социальной узости, практического отсутствия широкого социального лифта. Продвигаются не таланты, а "свои".
Американский расчёт верен. Не дожидайтесь, когда люди перестанут ругаться и начнут смеяться. Тогда всё станет необратимо. Перестаньте надувать щёки. Станьте скромнее вместе со всей страной. Плачьтесь не тогда, когда вас не пускают в Финляндию, а когда вами перестанут интересоваться в сельской избе и в городской малогабаритке. Гуманитарный фронт проходит здесь. Здесь тыл. Укрепив его, можно наступать.
За царя в голове!О чём не расскажут педагогические проценты
В один день попали на глаза два разных информационных материала. Один - тревожный. Второй - мажорный. В первом случае уважаемые гости в радиостудии обсуждали проблему ухода подростков из-под "воспитательного зонтика" школы и семьи, массового увлечения опасными, рискованными для жизни акциями: смертельными селфи, цеплянием за электрички и т.п. Во втором речь шла об отчёте Департамента образования Москвы на заседании правительства города по итогам учебного года: число отличников выросло на 27%, число стобалльников - на 24% и т.д. О чём говорит это противоречие? О том, что школа оставляет воспитательный "фронт работ" и концентрируется исключительно на формальные учебные показатели ограниченного набора. Как к этому относиться?
Я бы предложил мэру города поговорить об этом с педагогами и родителями в прямом и неформальном общении. Он бы услышал суждения о том, что образовательная система школы, педагогическая деятельность "затачивается" на натаскивание под показатели, олимпиадников целенаправленно готовят в ущерб вовлечению средних и слабых, внешний контроль образовательного процесса выступает тяжёлым психологическим и хлопотным организационным бременем для учителя, теряя мягкую диагностическую роль, его результаты не анализируются, во всяком случае, публично не доводятся до общего сведения, пребывание дома после уроков является продолжение школьного учебного процесса почти до самой ночи... И дело вовсе не в том, есть ли конкретные жалобы на конкретные школы или педагогов. Ошибки могут носить системный и концептуальный характер, скрываться в стратегических, программных решениях. Как, какой ценой достигается? За счёт чего? Каково качество роста?
Композитор Рубинштейн говорил: если я не играю один день - это чувствую я сам, если я не играю два дня - это чувствует моя семья, если я не играю три дня - это чувствует публика. Не буду обобщать, но, кажется, в приложении к нашей теме ситуация обратная. Публика чувствует, а композитор ещё нет.
За царя в голове!Как символы и цифры поедают людей
6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, программу "Право знать" на ТВЦ я бы посвятил роли культурного наследия России в её современном развитии. Это логично, разумно и актуально. Но ведущий С. Минаев (или продюсер программы, неважно) решили поговорить об экономике и пригласили декана экономического факультета МГУ А. Аузана. Впрочем, как выяснилось позже, связь можно установить, поскольку научной специализацией А. Аузана выступают именно культурные аспекты как фактор экономического развития. Впрочем, именно до культурных аспектов за 1.5 часа разговор так и не дошёл, а о Пушкине, с тезисом о котором, что он есть "наше всё", соглашаются самые радикальные либералы, даже не упомянули. Впрочем, простительно: экономист из поэта был никуда не годный. Что же из разговора удалось вынести главное:
- экономист Аузан поддерживает прямые и оперативные контакты с либеральным экономическим блоком Набиуллиной, Улюкаевым, Кудриным, выступая их единомышленником, участвуя в разработке и модификации программы развития страны Стратегия-2020. Следовательно, его мнение - не только личное, но группы, определяющей доминанты стратегического развития России до 2020 г., причём очень и очень жёстко, поскольку эта группа игнорирует всякую общественную критику;
- узнать состав этой группы, имена её 1000 экспертов без специального исследования невозможно, хотя имеется специальный сайт и лично мною направлялся специальный запрос в органы власти с целью узнать, кто же разрабатывает отраслевые и региональные программы развития. Выход одного из разработчиков "в свет" (на телеканал ТВЦ в прайм-тайм) в качестве главного героя делает ему честь, хотя, похоже, к этому вынуждают обстоятельства: остаются подозрения, что стратегия развития экономики России как "сервисной" и "постиндустриальной" (что обозначено в Стратегии-2020) в связи с объявлением против России санкций мгновенно выявила её главный методологический и мировоззренческий дефект - упорную четвертьвековую ориентацию на глобализацию, выстаивание в очереди за билетиком в МВФ. Ребром встал вопрос о "новой индустриализации" вместо прошедшей фактической деиндустриализации. Но экономист Аузан эту тему не затронул, а гости студии таких вопросов не задали;
- экономисту Аузану не нравится идея нового Великого шёлкового пути, выдвинутая Китаем, поскольку Россия в этом случае "пристёгивается" к чужой идее. Однако властители экономических дум ничего подобного предложить до сих пор так и не смогли, иначе это было бы произнесено. Если я не прав, сформулируйте, господа. На вашем сайте Стратегия-2020 (например, в разделе "Новая школа", материалы непонятно даже за какой год);
- герой программы, отвечая на вопрос А. Мухина, доказывал, что бегущие строки курсов валют и рейтинги акций, с изучения которых начинают день многие наши сограждане, есть отражение сложности мировой экономики и за этими цифрами стоит очень и очень многое,хотя экономисты и не могут предсказать кризисы, да это и не их задача - они только "лечат". Зато мы знаем, что есть другие "экономисты", которые ждут такие кризисы, умеют ими пользоваться и, возможно, провоцируют и управляют ими. Только они не пишут национальных стратегий и не руководят факультетами. В этом и есть суть глобальной экономической "игры" спекулянтов, которую невозможно проконтролировать не только гражданам, но и национальным государствам, потому что правила этой игры устанавливались не на уровне национально-государственных органов власти. Именно из "игры" (ведущей к массовому проигрышу мелких частных инвесторов - "партнёров" Лёни Голубкова) по чужим правилам и надо выйти, чтобы не оставаться вечной овцой. Однако для экономиста Аузана так вопрос не стоит;
- после "двух шагов вперёд" делается "шаг назад": декларируется новый срок реформ - 15 лет (хоть не 500 дней!). Ох... значит, ещё не все деньги из бюджета освоены. Ведь герой программы сам сказал, что реформирование - дорогостоящая операция. В бюджете есть ещё 8 триллионов рублей. А реформаторы - уже названы, кто только и может их освоить;
- хотя (считайте меня профаном) уже больше 30 лет мы слышим магические призывы "Реформы, реформы...", но ясного и внятного публичного разъяснения, чего именно хотят добиться реформаторы, как, за счёт чего и какой ценой это сделано, делается и будет делаться, остаётся тайной "посвящённых". Но тайна - важный элемент сектантского поведения и манипуляции общественным сознанием.
Таким образом, главный вывод, который напрашивается после телевизионной дискуссии с представителем экономической стратегической команды: несмотря на кардинально изменившиеся социально-экономические и внешнеполитические условия жизни страны в последние годы, решительный, вынужденный во многом, поиск руководством страны новой линии поведения в предельно острой международной и неустойчивой внутренней ситуации, "мозговой центр" реформ не имеет ответов на новые вызовы, остаётся приверженным реактивной, реагирующей, а не продуктивной, прогностической, инициативной стратегии. Об этом не было даже и намёка.
А Пушкина я всё-таки вспомнил бы в этот день, хотя бы "энциклопедию русской жизни" - "Евгения Онегина":

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог...

Лучше выдумывать не надо. Это было бы культурно.
За царя в голове!А мы уйдём на север... в Прагу
Чиновники бодро рапортуют о росте качества отечественного образования, в частности, высшего, основываясь на показателях рейтинга. Однако... Концепций качества образования существует немало. А в рамках одного понимания (например, образования как коммерческой услуги) могут быть предложены разные рейтинги. Вряд ли конкретный потребитель (семья, абитуриент) сумеет во всём этом разобраться. Скорее, он услышит то, что слышу я от учителей и преподавателей высшей школы: о произволе администрации, об обесценивании творческого труда педагога, о безразличном отношении к личности педагога... И это ещё - мягко говоря. А ведь реальное качество образования определяют не граммофоны и компьютеры, а именно эти люди. Если же их мнение универсальным топ-менеджерам не интересно, то к чему ведут усилия универсальных топ-менеджеров? Да и с доступностью "качественного" образования: вопросы, вопросы... Пусть в сельской глубинке получен высокий балл ЕГЭ. Почему для получения "качественного" образования надо непременно поступать в столичные вузы, как это декларируется? Почему провинциальный (региональный) вуз должен, по определению, непременно выглядеть менее предпочтительным для абитуриента? А ведь доступность качества образования по месту жительства и была бы подлинным критерием сильной образовательной государственной политики. Однако... И честолюбивого абитуриента начинают мучить сомнения: и хочется учиться в столице, и колется - цена на житьё-бытьё, да "слезам не верит"... А почему бы не обойти "камни преткновения" и при прочих равных условиях выбрать альтернативу там, где есть другие преимущества? Например, обучение в Карловом университете в Праге. Правда, для этого надо постараться кое-что сделать. В первую очередь, выучить чешский язык на уровне, достаточном для участия в образовательном процессе. Сдать экзамены в университет, где вас ждут.
Обучение в университете на чешском языке для иностранца бесплатное. Придётся иметь в виду расходы на проживание, но они, скорее всего, окажутся ниже, чем у нас. Возможно, в последние годы чешское правительство могло ввести плату за обучение, но организаторы обучения иностранцев в университете обещали, что это цена будет символической. Этот вопрос легко прояснить, зайдя на сайт Карлова университета, списавшись при необходимости с соответствующим институтом.
Если вы считаете, что в 17-18 лет ещё рано отрываться от дома, можно поехать учиться на магистерскую программу или писать диссертационное исследование, лет в 20 или 23-25.
Что приобретаете:
- Карлов университет - старейший университет в Центральной и Восточной Европе. В частности, по обмену, в него отправляли учиться ещё в советское время - и человек получал два высших образования (у себя он учился заочно, приезжая сдавать сессии);
- жизнь в европейской среде, которую не прочувствуешь наездами в качестве экскурсанта (что и дорого);
- эта среда к тому же - славянская, вполне доброжелательная к российскому гражданину;
- близость, географическая достижимость на автобусе и электричке всех европейских культурных центров;
- общение и товарищеские контакты с европейскими сверстниками из разных стран;
- возможность студенту-иностранцу подработать;
- по успешном окончании университета получение диплома европейского образца.
Отнеситесь к написанному не как к рекламе - я не получаю никаких дивидендов. Сказанное - в порядке обсуждения. Было бы мне лет 15-16, я бы серьёзно изучил такую альтернативу.
Если школа расширит представления школьников об образовательных перспективах или даже сможет создать на своей базе образовательную модель им в помощь, особенно в сельской глубинке, разве это плохо? Тем более, что обучение в таких университетах, как Кембридж или Оксфорд, для большинства наших граждан недоступно точно.
Последние обсуждения на форуме
сегодня в 03:10
Сергей Пимчев начинает тему «Собянин о будущем Москвы» на форуме «Общий форум»
вчера в 17:37
Сергей Пимчев начинает тему «Золотой сноб» на форуме «Общий форум»
20 июня 2018
Сергей Пимчев начинает тему «Длинные руки самураев» на форуме «Общий форум»
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+323
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.