|
Добро пожаловать!
Мы рады приветствовать Вас на страницах педагогического портала "Куна"!
Педагогический портал призван объединить педагогическое сообщество, обеспечить обмен мнениями и дать возможность заявить о себе каждому педагогу.
После регистрации Вам станут доступны все функции сайта: Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.
|
Блоги
|
Евгений Янович Сатановский, наше Вам почтение! После Ваших слов, которые были как бы не по теме передачи "Воскресный вечер" В. Соловьёва 16 января 2017 г., заговорили на тему, предложенную Вами. Ваши слова - по нашей теме, от которой все телевизионщики чураются как чумовой. Все поняли: речь идёт о внутренней политике, о кадрах в правительстве, которые её делают, и о тех, которые её обслуживают. Даже смешно уже ТВ смотреть, как они ловко от этих тем уворачиваются. Но - видно, мы пожинаем плоды трампизма: нам ПРИДЁТСЯ говорить о внутренней политике очень и очень серьёзно, проводить очень и очень серьёзные кадровые решения. Иначе будем в "хвосте" у Трампа, а стыдно! Но дело, в конце концов, не в Президенте США. Уважаемые читатели, найдите, пожалуйста, эту передачу по ссылке. Всю её смотреть нет нужды, а начните смотреть обсуждение с 26 минуты второго часа (1ч. 26 мин.), когда слово дали Е.Я. Сатановскому: http://russia.tv/video/show/brand_id/21385/episode_id/1459752/ Такие откровенные суждения мы не услышим по ТВ. Вообще было бы хорошо, если бы прозвучали ещё и фамилии. Посмотрите.
|
|
Университетское педагогическое сообщество отрицательно отнеслось к двухуровневой системе высшего образования по типу "бакалавриат-магистратура". Бакалавр получает высшее образование, но на прежнего специалиста он не тянет. Об этом сказано не мало. Я неожиданно обратил внимание на другое. Последнее время в привычных для нас "литровых" бутылках молока продают на самом деле не литр молока, а меньше, 950 или 930 грамм. Играя на нашей привычке восприятия данного товара и не снижая, разумеется, цены. На днях я заметил ту же историю с сахаром. Фасовка как-будто килограммовая, как мы привыкли, но вес пакета сахара - 800 грамм. Вызвал подозрение какой-то небольшой объём, сразу и не заметишь. Сливочное масло... Если присмотреться, аналогичные манипуляции с потребителем можно заметить и на других товарах. Ладно, в торговле мы уже, можно сказать, к обману привыкли и другого не ожидаем. Бакалавриат под красивым соусом подаётся так же. Получай диплом о высшем образовании, только быстрее и дешевле. На самом деле, высшего образования вам - не "довесили"! Бумажку дали об одном, а 20-30 % сэкономили.
|
|
11 января 2017 г. президент США Трамп дал пресс-конференцию, которую наши СМИ особенно в деталях не комментировали, как это они нередко делают по отношению вообще к событиям малозначительным. Пресс-конференция показала, что в США тоже есть крутые парни, а не одни недоумки, как полагает г-н Задорнов. Пресс-конференцию Трамп вёл сам, а не пресс-секретарь, как привыкли мы. Он провёл её энергично и в течение 40 минут, а не 3 часов, как привыкли мы. Наши политические аналитики сравнивают Трампа с Обамой. Думаю, что скоро прямо начнут сравнивать Трампа и Путина, а точнее: силу и уверенность в действиях команды Путина и команды Трампа - в интересах нации. Трамп (его команда) уже решительно набирает очки. Отказался от зарплаты сам Трамп. То же сделал его зять. Пиар? Как посмотреть... Даже если и пиар, то очень точный и адресный. Характер публичных выступлений. Американцы Трампа выступают энергично, чётко и ясно. Наши бубнят себе под нос, пуская бульки от важности. Ну и так далее. И это только начало. Жизнь, как говорится, покажет, но Трамп - не юноша. Ему не надо ничего никому доказывать. Он уже состоялся - как личность, профессионал, наконец, как американец. Уверен, что авторитет Америки пойдёт в гору, прежде всего, во внутренней политике. И такое сравнение будет совсем не в нашу пользу. Дураков и подлецов у него в команде точно не будет, а американские дороги он исправит. И с Евросоюзом, мне кажется, он не будет ссориться, как этого боится нынешний европейский истеблишмент. Зачем? Нынешних лидеров он и замечать не будет, а с новыми будет общаться совершенно нормально. Вопрос опять к нам: в чём наши преимущества? В том числе в будущих переговорах. Пресс-конференция показала, что Трамп рассуждает именно такими категориями. А наше ТВ он не смотрит, он мыслит реально.
|
|
В программе "Большие вести" в 20.00, 9 января 2017 г., репортаж о встрече Президента В. Путина и ректора Высшей школы экономики Я. Кузьминова. Г-н Кузьминов похвастался, что в его университете по сравнению с 2013 г. количество иностранных преподавателей выросло в 10 раз. Хвастовство г-на Кузьминова не удивляет. Удивляет радостная реакция г-на Президента, т.е. В.В. Путина. Сколько раз надо ещё щёлкать нас по лбу, чтобы дошло? Мы не забыли футбольные эксперименты г-на Мутко? Сколько лет нашу сборную России по футболу тренировали иностранные тренеры? Сколько в наших футбольных командах играло иностранных игроков? И где же наш красивый футбол? На каком месте в мире наша сборная? Зато г-н Мутко пошёл на повышение после провального выступления сборной на чемпионате Европы. Тут будет то же самое, если не остановить. Я видел, как выполняются педагогические проекты Высшей школой экономики, которая навязывает свои представления о развитии образования всей системе образования России. Надо делать прямо противоположное - создавать и поддерживать, развивать собственные научно-педагогические школы в университетах вокруг авторитетных исследователей и педагогов, групп их учеников и соратников. Только в творческой атмосфере научной школы создаются благоприятные условия для роста и формирования настоящего учёного и преподавателя. За этим вежливым обменом улыбками стоит очень серьёзное сокращение кадров в высшей школе. Я это слышу постоянно от всех коллег из университетов. Господа, расскажите, что вы делаете? Насколько вы сокращаете кадры? Чем это обосновано? Почему это делается скрытно? Ваши программы развития содержат задачу сокращения кадров? Поясните публично, пожалуйста.
|
|
Так можно было бы назвать документ, который называется "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". Документ опубликован на сайте Минобразования РФ, в разделе "Проекты". Многообещающе звучит преамбула к данному разделу ("Проекты"): "Важнейший элемент работы. Они рождаются там, где ситуация требует конкретных действий, системного подхода, нацеленности на результат. Выявляются наиболее актуальные проблемы и запросы общества, разрабатываются эффективные технологии их решения". Однако в документе, о котором я говорю, именно этого нет - всего нет. Ещё на стадии обсуждения (несколько лет назад) мне довелось в письменной форме обращать внимание авторов на важные методологические ошибки, которых было названо не менее полутора десятков. Сейчас не буду их повторять. Назову лишь одну, которая делает аналитическую, то есть собственно концептуальную ценность, данной концепции практически нулевой - как руководящего документа. Любой (!) анализ - и это его азбука - начинается с перечня (!) именно проблем и противоречий. Конкретных - для текущей ситуации, для данного момента времени. В Стратегии он отсутствует абсолютно. Это значит, что она построена в корне неверно. Дальше можно не читать. Анализа нет. Нет и стратегии, соответственно. Нет обязательных атрибутов: - кто разработчики? - дата принятия документа? Лично меня, кроме того, всегда волнует вопрос к разработчикам разного рода программ и концепций: "Что вы читали? Что написали, видим, а что - читали?". Попросту говоря, нужен список литературы, библиография. Откуда всё это авторы взяли. Не на кухне же они всё это писали! Приходилось сталкиваться: библиографию, если приводят, нередко составляют с ошибками, из которых видно, что книгу авторы в руках не держали. Просить показать конспекты, как нерадивых студентов? Ну, покажите... Так что мы обсуждаем? Стратегию или...? Педагогический плач. Так иногда говорят, когда много воздыханий о высоких материях, а практического анализа и плана действий нет.
|
|
Находясь за рамками телевизионного дела, трудно достоверно судить о том, что происходит с телевидением. Я сужу об этом как - потребитель. Главная беда, которая приведёт его в полный офсайд: оно - не интересно. Выражение "щёлкать каналами" в поиске интересного сюжета стало общераспространённым. Таково типичное поведение телезрителя, которое его очень быстро утомляет, и он выключает ТВ совсем. ТВ работает как фон, в лучшем случае. А почему оно не интересно? Нет интересных фильмов. Ни сюжетов, ни режиссуры, ни актёрской игры. Я удивляюсь, почему у них такие дорогие бюджеты? Либо камерные съёмки, либо сплошные мультики под изящным названием "3D". Музыкальные передачи. Заполонили эфир по всем каналам! Но - с одними и теми же физиономиями, поющими песни с "бородой". Они - надоели: пыжатся, рисуются, говоря проще, выпендриваются на ровном месте... А если у них появляются новые песни - то для одноразового исполнения. Бездарность правит бал! Политические передачи. О них можно сказать то же самое, что и о передачах музыкальных. Развлекательные. Да всё то же. Нет новых лиц. Нет новых форматов общения с аудиторией. Нет новых актуальных тем. А ведь, на самом деле, говорить есть о чём! Но надо искать - по стране, её городам и весям! - людей, с их опытом и стремлениями. Нужно вникать в отношения. Нужно общаться - с разными людьми, из разных мест, делать это вдумчиво. Сопереживать! Что же мешает телевидению, которое входит в каждый дом, быть таким?
|
|
По указанию Обамы из США выдворяются 35 российских дипломатов. В качестве ответной меры Россия высылает 35 американских дипломатов. Тем самым Обаме удаётся спровоцировать Россию на резкие меры, что ему очень-очень хотелось сделать, например, в Украине или в Прибалтике. Мне кажется, гораздо более весомой и выигрышной мерой с нашей стороны было бы - воздержаться. Продемонстрировать, что мы - выше прямолинейной мстительности. Обама предъявил хотя бы формальный повод (якобы хакерство наших дипработников). А мы, как я понял, ни в чём американских дипломатов не обвинили - просто высылаем в ответ. Пусть бы они продолжали работать. Мы же заинтересованы в нормализации международных отношений вообще, особенно между нами и США. Пусть бы решали эту важную для нас задачу, не надо им мешать. Причём тут уходящий в историю Обама? Вот и надо было провокацией Обамы - воспользоваться. А мы - увлеклись перепалкой, не имеющей значения. Не высылая американских дипломатов, мы бы оказались - выше и солиднее.
|
|
Накануне Нового года телеканал Россия-24 взял интервью у одного из самых крупных бизнесменов России, самых богатых людей страны А. Усманова. Хотя с таким же успехом можно взять интервью у педагога или учёного... Ну, да ладно. Возможно, мнение учёного или педагога мы ещё услышим. Что услышал я в этом интервью, размещённом на сайте канала: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2838230? 1. Усманов - гражданин России, но является налоговым резидентом где-то в другой стране. Почему, объяснение прозвучало не убедительно (Международная теннисная федерация, которую Усманов возглавляет, её штаб, находится там). Вы можете себе представить, что офицеры армейской группировки России, находящиеся в Сирии, встанут на налоговый учёт в Сирии? 2. Названы великие бизнесмены страны, отцы-основатели российского бизнеса: Потанин, Дерипаска, Абрамович. Более одиозных фигур в общественном мнении России трудно представить. Разве что универсальную для этих целей фигуру Чубайса. Почему такое противоречие? Опять общество не право? А что эти господа сделали для российского общества? Мы находимся там, где находимся. В чём выражается их персональный вклад в общее дело - дело развития? По заслугам ли они получают свои дивиденды? 3. Я услышал, что будущее российской экономики зависит от того, как удастся договориться государству и крупному бизнесу. Следовательно, учителя, врачи, музейщики, учёные военные, студенты - кто там ещё у нас живёт? - не в счёт. У них своих интересов нет. Их мнение в расчёт принимать нет нужды. 4. Санкции со стороны США и Евросоюза мешают большому бизнесу брать кредиты, без которых тот не может развиваться. Но ведь капитаны экономики - вы, как получилась такая зависимость? И что вы можете предложить? Санкции стали следствием укрепления российского национального суверенитета, формой мести за самостоятельное мнение. Предлагаете отказаться? А вы не можете придумать альтернативные стратегии развития, не зависимые от США и ЕС? Точнее: вы раньше об этом не подумали? Почему? Думали, что так и будет? Что г-н Абрамович так и будет скупать виллы в США и ему ссориться с заграницей не с руки? 5. Государство у нас пока слабое. Его укрепление - и в ваших интересах, а не "торговля" с ним. Без сильного государства вас затопчут. Да вы и сами, судя по всему, готовы лечь... 6. Г-н Усманов обмолвился, что при создании крупных национальных компаний контрольные пакеты акций находятся у государства - пока. Значит ли это, что в ходе дальнейшей приватизации контроль над экономикой будет полностью у вас? А если я, как гражданин, вам - не доверяю? А я имею на это право, поскольку ваши значительные активы представляют собой национальные ресурсы, а не плоды вашей инициативы, творчества, энергии. Вы забыли, что они - не ваши? Вы их только эксплуатируете. 7. Я не услышал от представителя крупного бизнеса, каковы же направления современного высокотехнологического развития. А ведь вопрос - государством, кстати (!) - поставлен именно так. Кроме общих фраз, в сущности, ничего не было сказано. Чем же вы будете заниматься по существу? Чем вы - лично Вы (раз даёте итоговое интервью) - будете определять экономическое лидерство России в мире? Г-н Усманов сказал. Но важного лично я ничего не услышал.
|
|
После назначения О.Ю. Васильевой министром образования и науки РФ (19 августа 2016 г.) прошло уже больше 100 дней. Понятно, что эта цифра символическая, больше интересует журналистов и политологов, но всё же: обычно спустя 100 дней после назначений общественность ожидает первых результатов, чтобы понять вектор и темп изменений. Тем более, что реформы в сфере образования постоянно подвергались общественной критике, которая элементарно игнорировалась. Клин между т.н. реформаторами и педагогической общественностью таким образом вбивался ещё больше. Первые слова и решения Ольги Юрьевны вызвали одобрительное отношение со стороны педагогической общественности и "неприкрыто" осторожное - со стороны либеральных реформаторов-глобалистов. Педагоги в своём большинстве увидели, что их - услышали. Услышала - власть. Услышала и стала принимать решения, которые - людьми ожидались. Но, спустя 100 дней, остаются вопросы. Будут ли изменения в том же ключе и далее? Станут ли они системными? И если станут, то каков новый системный облик образования в России? По этим вопросам сегодня, на мой взгляд, наблюдается политический дефицит. В чём перспектива? Будет ли новая образовательная политика динамичной и наступательной? Армия. Служба безопасности. Теперь: врач и учитель?
|
|
В системе образования эти институты назывались по-разному: от институтов усовершенствования учителей - до институтов развития образования. За последние годы они практически и целенаправленно разрушены (во всяком случае. в Москве). Под благим предлогом, разумеется. И так же, разумеется, никто новой модели дополнительного педагогического образования (повышения квалификации педагогов) не предлагал к обсуждению. "Дети Гайдара" сделали это как обычно - явочным порядком. Сегодня педагог выбирает учебный курс как школьник тетрадку в "Ашане". Образовательной политикой ГОСУДАРСТВА такую ситуацию язык не повернётся назвать. А школы у нас, между прочим, почти все государственные. Ну, хорошо, поскольку это сделано сознательно, назовём это тоже политикой. Видимо, речь может идти о политических принципах рынка и свободы выбора. Формально, внешне названные принципы, вроде бы, реализованы. А фактически? Хотелось бы услышать мнение педагогов, устраивает ли их такая система личного профессионального роста. А тема - актуальна. Не только потому, что о такой системе заговорил Президент страны. И не просто заговорил, а поставил задачу её создания. Эта тема - "с бородой". Но я хотел бы вернуться к главному - к системе повышения квалификации (буду называть по-старому). Чтобы показать, что чисто рыночная модель неприемлема, приведу сравнение с армией или больницей. Как бы нам показалось решение, если каждый солдат будет совершенствоваться в том направлении, в каком сам посчитает нужным? Или врач? В этом случае перестаёт функционировать система, в первую очередь, её нацеленность. Цель - ключевая характеристика системы, ей подчиняются остальные элементы. Эти элементы не могут иметь автономных целей, не согласованных с главной целью системы. Батальон (полк, дивизия) или больница будут охвачены хаосом, они не достигнут главной цели. То же можно сказать в отношении системы образования. Из этого следует вывод, что для города или региона должен быть общий орган (институт) повышения квалификации. Каким видится его общая структура, чтобы обеспечить двуединство: качества образования и его динамичную изменчивость под потребности? Изложу очень схематично, поскольку в данный момент считаю важным только обозначить альтернативу, - в виде "7 тезисов": 1. Этим должны заниматься профессионалы системы повышения квалификации, а не случайно назначенные "близкие к телу" начальника амбициозные дилетанты и откровенные профаны. Гарантии от глупостей будут точно обеспечены уже только этим. 2. Небольшой штат постоянных педагогов, ориентированных на основные составляющие образовательного процесса (предметная структура школьных знаний, воспитательная деятельность, дополнительное образование школьников, управление образовательной системой разного уровня). 3. Резерв штатных единиц (больший по объёму) для приглашаемых педагогов и специалистов с целью вести модульные курсы, как говорится, по текущей повестке дня. 4. Высококвалифицированное научное подразделение для анализа новых тенденций и проблем развития образования, нового педагогического опыта, для определения приоритетов развития ИПК и новых форм, его прогнозирования, а также для проведения педагогической экспертизы. 5. Школы-лаборатории - партнёры ИПК (в большом количестве). 6. Широкие горизонтальные связи с разнообразными структурами экономической, социальной, политической сферы и, конечно, другими ИПК и университетами (в регионах и за рубежом). 7. Минимальный административный штат. Названные тезисы могут лечь в основу системной модели ИПК.
|
Последние обсуждения на форуме
|