ГлавнаяСтатьиГлавшколаПокажи мне, как ты фотографируешь...
Разделы статей

Покажи мне, как ты фотографируешь...

31 января 2024 - Сергей Пимчев
Покажи мне, как ты фотографируешь...
Покажи мне, как ты фотографируешь, и я скажу, кто ты.
… Знакомые показывают кипы фотографий из отпуска. На каждой первой фотографии — их драгоценные персоны. Нет ничего скучнее делать вид — чтобы не обидеть, — как это "увлекательно", как "интересно"… Наверное, и такой примитивный жанр имеет право на существование, иначе, какой ерундой тогда наполнять блоги и персональные сайты? Как иначе ещё человеку поверить в свои творческие силы? Как развить своё воображение?
Можно иначе. Если, конечно, ты хочешь, чтобы твои фотографии смотрели — задумавшись, чтобы во взглядах был — вопрос, чтобы тело человека от какой-то фотографии — замерло.
Надо учиться у мастеров.
Павла Кривцова специально не буду представлять. О нём прочтёте подробный очерк писателя Алексея Тимофеева в интернет-газете "Столетие":
https://www.stoletie.ru/kultura/blagaja_vest_pavla_krivcova_176.htm
Сейчас все много фотографируют — нет проблемы технически. Поездки, экспедиции, проекты, экскурсии… Некоторые до устали нажимают кнопку гаджета и потом мучаются, что делать с кучей фотографий. Скажу сразу: в фотографии действует тот же принцип, что в любом деле — сначала подумай, потом фотографируй. Если вы привыкли нажимать кнопку десять раз — остановите себя для начала. Нажмите только один раз на десять. И станет легче жить и дышать. А вот когда вы начнёте думать перед тем, как...
Предлагаю учиться фотографировать.  Учиться у маэстро Павла Кривцова. Педагог может организовать изучение фотографий с любой категорией учащихся школы и университета. Всем им доступен фотоаппарат, а развитие способности и умения — за ними.
Фотографии можно подобрать, например, здесь:
https://vk.com/album-39699908_172609370
Сделаю только два субъективных наблюдения:
1. Фотографии Павла Кривцова — не постановочные. Он, как охотник, долго высматривает момент и делает "выстрел". Зрителю нужно разгадать, почему фотограф выбрал именно такое мгновение.
2. Наша жизнь состоит из таких мгновений — их миллиарды. Вопрос только в том, что именно видим мы. Каждое мгновение о чём-то говорит. Говорит именно вам. Именно случайное мгновение. Как случайная волна на озере скажет знающему человеку, что там произошло. Так и мгновение расскажет о — невидимом. О чём?
После тренировки в разгадке фотографий Павла Кривцова покажите, на что способны вы. Сделайте мгновение. Догадаются ваши зрители, о чём вы хотели рассказать?

Алексей Тимофеев написал свой отзыв на данный отзыв, который я с удовольствием публикую. Он тоже поможен глубже понять секреты мастерства Павла Кривцова.

"Дорогой Сергей, спасибо за хорошие слова на твоем сайте! 
Вместе с тем, скажу, что все-таки в материале есть важные оригинальные и, я бы сказал, новаторские  акценты, которые ты не стал подчеркивать, а жаль.
Во-первых, кого снимал бескорыстно Кривцов? Я это в тексте прежде всего отмечаю: "Чтобы оценить сделанное фотографом, приведу такое мнение о российском обществе 1990-х историка, ведущего сотрудника Отдела рукописей РГБ Виктора Ивановича Лосева: «Да, значительная часть народа (может быть, и большая) деградировала, ее национальное самосознание находится не на нуле, а еще ниже… Но в то же время нельзя не видеть, что определенная часть народа (меньшая, конечно) ведет если не святую жизнь, то, во всяком случае, в делах «тьмы» никакого участия не принимает. Бывая на службах в храмах, вижу, как растут приходы численно, а самое главное – увеличивается число молодежи, вставшей на путь православной веры. Какие светлые лица у священников и их помощников, у многих прихожан… Многие бывшие (и не бывшие) коммунисты пришли в Церковь. И это не ради каких-то сиюминутных соображений, а навсегда. Ибо русский человек без веры жить не может. А сколько еще в народе подвижников, которые на своих служебных, рабочих местах, несмотря на страшное глумление, давление и издевательства, продолжают отстаивать государственные интересы России, не дают окончательно рухнуть государству, армии, культуре. Не знаю, сколько в России осталось таких людей, но уверен, что не один миллион и не десять миллионов. И это ядро, при всеобщем распаде, становится все крепче и крепче».
Именно это народное ядро (в их числе был и сам В.И. Лосев) и показывает нам Павел Кривцов. Становится очевидно – кто, вопреки натиску зла, держит рубежи России".
Об этом никто, по-моему, не писал.
Во-вторых, Кривцов не совсем охотник, как ты его называешь, который ловит мгновения. Таких мгновений, как у него, не поймаешь особо. Люди, как правило, не подпускают к себе в такие мгновения незнакомого человека с камерой.
Поэтому Кривцов сам создает свои снимки, привлекая снимаемого к сотворчеству! Это же педагогический момент! И я впервые побудил его раскрыть нам свой творческий секрет.
 
Секрет репортера

– Павел, в 1990-е мне выпала большая удача десять лет работать вместе с тобой в журнале «Слово», готовить номера с твоими фотографиями, наблюдать за твоими действиями с камерой в руках. Однако, на мой взгляд, есть тема, практически не раскрытая в статьях о твоем творчестве, в интервью. Хотя она одна из важнейших. У Ф.М. Достоевского, внимательно следившего за развитием фотографии, есть такие строки: «В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Фотограф изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица». Как же угадать эту мысль фоторепортеру, которому, как правило, на съемку отведено совсем немного времени?
– Иногда у меня образ уже внутри был готов. Потому что до съемки я начинаю размышлять о человеке, представлять его в своем воображении. Могу проснуться ночью, об этом думать. И у меня рождается внутри какое-то желание его снять. Я приезжаю к герою, работаю, но если у меня не получается то, что я хотел, начинаю искать другие варианты.
Как настроить, расположить к себе человека? У меня всегда манера такая была: я приезжал к нему и начинал рассказывать о себе, всю свою жизнь, что меня волнует, где я родился, зачем мне нужно сделать это фото. Человек выслушивал и, как правило, принимал меня, начинал мне доверять.
Ещё один важнейший принцип: когда я работаю с людьми, с любыми, известными или нет, я отказываюсь от своего «я», хочу «раствориться» в человеке, как бы стать им самим…
Некоторые фотографы подчеркивают: у меня свое видение, я диктую свою волю.
 – А я нет.
Конечно, любому человеку хочется оставить свой фотопортрет хотя бы для прямых потомков. Но все же – вот у тебя есть, например, фотография с мощным эмоциональным зарядом: братья Ткачевы, выдающиеся наши художники. Они у тебя запечатлены в святом творческом воодушевлении, обнялись по-братски. Как ты смог подвести этих немолодых уже, незаурядных волевых людей, мастеров своего дела, к такому состоянию?! Так раскрыть? Ты с ними и не дружил близко.
– Сам не знаю, как. Думаю, что своим состоянием я заводил людей, срывал с них внешнее, будничное. У меня ведь задача ставилась показать, чем человек дышит, как бы попытаться его увидеть таким, каким он сам себя, может быть, не представляет! Если во мне был внутренний настрой, то я все делал для того, чтобы это, как говорится, раскрутить.
Есть и еще там важные моменты. Я долго работал над этим материалом, долго размышлял.
Обнимаю.
Алексей".

Я ответил Алексею следующее:

"Алексей, спасибо!
Я твой отзыв разместил прямо в тексте статьи (что-то Комментарии глючат).
Разумеется, с твоими наблюдениями и выводами согласен. Я предложил своё видение для "затравки". Пусть педагог со школьниками сами специально анализируют художественное творчество:
1.Именно фотографию как вид искусства, доступного технически всем.
2.Именно на фотографиях Павла Кривцова.
3.Именно сами творчески подойдут после этого изучения к своему фотографированию.
Дело в том (это к нашему разговору о "суверенитете"), что сегодня учитель:
1.Перегружен информацией. Нет времени сосредоточиться, вникнуть в новый материал. Оценить его и понять, как методически вставить в образовательный процесс. Это не делается механически.
2.Задавлен бюрократически. Даже темы "Разговоров о важном" спускаются "сверху". Как бы учитель сам чего "лишнего" не удумал.
Удачи!
Сергей 
 

Похожие статьи:

ГлавшколаЧто называется "Торговыми рядами"?

НовостиСиняя птица взмыла над Гжелью...

НовостиЕлена Безбородова. По обе стороны окна

ГлавшколаЧтобы архитектура взошла на этой земле...

Золотая библиотекаСоциалистический реализм - это когда страна на пике истории

Комментарии (1)
Сергей Пимчев # 2 февраля 2024 в 05:41 0
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.