Уважаемый Владимир Владимирович, здравствуйте!
1. Когда Вы будете готовить выступление, прошу Вас, пожалуйста, подчеркнуть чрезвычайную необходимость индивидуального, личностного, человеческого подхода к воспитанию наших детей, школьников, молодёжи, а также создания для этого условий тем, кто призван к этому делу - в первую очередь, педагогам. Как ещё можно преодолеть участившиеся случаи детской немотивированной жестокости, которые можно рассматривать как вершину "айсберга не-воспитания"? Как остановить уход детей и молодёжи в деструктивные неформальные движения и сообщества?
Что мешает? Противоречий - клубок, постараюсь сформулировать наиболее, на мой взгляд, существенные и между собой связанные.
А. Рейтинг школ как фактор нездоровой конкуренции и психологической обстановки в образовательных организациях.
Б. Преобладание (путём подавления) формальных показателей учебных "достижений" школьников над вдумчивой воспитательной работой - ради рейтинга. Разобраться в судьбе человека - на это не остаётся времени: школа, учитель "заточены" на "показатели", разработчики которых даже неизвестны.
В. Дефицит времени на педагогическое общение учителя и учеников. Ученик уподобляется покупателю в "Ашане", набирающего "образовательный товар". Учитель - продавцу-консультанту, "хозяйке кассы", официанту с прайс-листом. Понимать и чувствовать человека нет нужды и потребности. С точки зрения рейтингов такое время считается бесполезным. Для этого надо много общаться. Такого временного резерва нет, тем более: а) рабочего; б) достойно оплачиваемого. А кто ещё будет профессионально и одновременно по-человечески общаться с ребятами: "просто так" ходить с ними в театры, на выставки, на экскурсии, в походы?
Таким образом, "кризис образования", о котором заговорили в 60-е годы, а у нас в стране в 90-е, суть которого заключается в расширяющемся разрыве между реальными потребностями жизни и человека, с одной стороны, и реальным образовательным процессом, с другой, не преодолевается.
Даже нормы ГТО сдают не все и по-разному. "Несдавшим" надо предложить другие формы физической активности, чтобы они не чувствовали себя в офсайде. Так и в деле воспитания неприменим принцип "массовки" и компанейщины ради всемогущего Рейтинга.
2. Крупные общественные молодёжные акции - замечательно. Но они никак не заменят кропотливой индивидуальной воспитательной работы.
К 70-летию Победы группой педагогов начат проект "Я с тобой, лейтенант". Его цель - собрать индивидуальный педагогический опыт, разработки педагогов и школьников по теме проекта и опубликовать в одном сборнике. С просьбой материально поддержать издание такого сборника я письменно обратился к членам Вашей команды, г-н Президент, представив текст проекта руководителям крупных компаний, известным парламентским лидерам. Не получено даже ответа от них, никакого. А ведь это люди состоятельные, избегают публичной декларации своих доходов, могут содержать футбольные клубы за рубежом и т.п. Может быть, наша поддержка нужна им только эпизодически, на выборах или в моменты обострения политической ситуации? Обидно, что экономят на мелочах, а из-под ног может когда-то уйти земля. Если потеряем молодое поколение, процесс может стать необратимым.
Недавно Вы сказали, что нас, как страну, будут уважать, если мы будем сильными. Сила России завтра находится в руках тех, кто сегодня ходит ещё в детский сад и школу. Будут ли они обладать реальными способностями, характером, пониманием, творческим воображением, опытом, умелостью, смёткой, ловкостью, изобретательностью и находчивостью, чтобы сделать настоящее дело? Или нам достаточны так называемые бесформенные "компетенции"?
Наша задача заключается в том, чтобы суметь уловить мельчайшие тонкости в душе ребёнка. В деле воспитания не может быть "успешных" или "неуспешных" детей. Нам нужны все дети без единого исключения. Иначе они от нас уйдут. Куда-то, к кому-то...
С.П. Пимчев
15 апреля 2015 г.
Похожие статьи:
Новости → Торжественный марш накануне Дня Победы в Речицкой школе
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи
Новости → День народных промыслов в Речицкой школе в Гжели
Новости → Чешская дипломатия "открытых дверей" - школам