Овчинникова Юлия Сергеевна
заместитель директора по
воспитательной работе школы № 1747
Продумывая тему своего доклада, я долго пыталась найти ту отправную точку, которая положит начало серьёзному разговора о проблемах современных подростков. В нём ключевыми, на мой взгляд, являются слова «поддержка взросления». Я попытаюсь обратить внимание на педагогические трудности в процессе поддержки взросления современных подростков, проанализировать и обозначить особенности взросления в условиях мегаполиса, а также представлю вашему вниманию некоторые способы организации воспитывающей деятельности, которые помогут нам решать возникающие педагогические трудности, а нашим взрослеющим детям — распознавать и учиться сопротивляться факторам, угрожающим здоровью и личностному развитию. Примерно 10 лет назад в школе, в которой я начинала работать, трагично погиб восьмиклассник, сбросившись с крыши высотки. К великому сожалению, ни коллеги, ни мой жизненный и профессиональный опыт не заставили тогда меня задуматься и глубоко проанализировать ту всех шокировавшую историю: что всё-таки стало причиной такого поступка, как нам всем казалось, тихого и благополучного паренька. Но когда 3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошло ЧП, потрясшее всё российское общество и, как мне кажется, особенно всё московское учительство, в моей голове сразу всплыли события 10-летней давности… Теперь взгляд на подростковую трагедию, на подростковые проблемы стал меняться: их больше нельзя НЕ замечать.
Уже через два дня после события 3 февраля я поймала себя на мысли, что всё как-то быстро затихло… Но остались вопросы: что с подростком? Кто расскажет, ПОЧЕМУ он это сделал?.. А самое главное, как объяснить своим ученикам этот поступок? Что делать, дабы никому из них никогда не пришла в голову мысль о таком способе решения сложной жизненной проблемы? Стала искать информацию о дальнейшей судьбе этого парня… Газета «Взгляд» от 5 февраля 2014 г.: «Позже подросток был допрошен следователями, которым признался, что у него нет единомышленников и он не видит смысла жить дальше. Он также рассказал, что застреленный им учитель — очень хороший человек, а убил он его, поскольку тот хотел отнять ружьё и подходил всё ближе и ближе». А дальше в статье то, что выходит за грань моего понимания: «Родители фактически самоустранились от его защиты, не выходят на связь, не отвечают на звонки на мобильные телефоны. Суд постановил оставить подростка под арестом до 3 апреля». И вот уже обозначена родительская проблема: неумение взрослыми признавать свои ошибки в воспитании собственных детей! Нежелание брать ответственность за поступки своих детей. Если этого подростка бросили в самый трудный момент жизни, значит, так было всегда? А это ли не есть отсутствие любви к своему ребёнку? Я убеждена в том, что родители до последнего должны верить в своих детей. И я придерживаюсь мнения, что не бывает плохих детей, бывают плохие родители...
Теперь вопрос «Почему подросток это сделал?» сменяется другим: "Что происходит с нами, взрослыми, если наши дети, оставаясь наедине с трудностями, уходят за кадр нашей ленты жизни, наполненной стремительной гонкой за успехом, карьерой, материальными благами? И только когда взрослеющие дети попадают в тупик, из которого уже нет выхода, мы вдруг останавливаемся и хватаемся за голову?.. И вот тогда жалеем о потерянном времени, когда не смогли распознать факторы угрозы будущему ребёнка, а зачастую и его жизни". Как теперь разделить степень вины и ответственности между всеми нами — взрослыми (родителями, учителями, СМИ, ТВ и т.д.)? Сколько ещё детей в нашей стране должно «решить» свои проблемы самым страшным образом, чтобы наше сознание в поисках путей воспитания перевернулось? Возможно, кто-то скажет, зачем акцентировать внимание на единичных случаях. А кто-то просто задаст вопрос: «Ну, и что нам всем делать?..».
Прямого и однозначного ответа у меня нет. Но я ясно понимаю, что нужно что-то менять в нашей, московской, системе воспитания, чтобы этот жизненно важный процесс не был сведён к выставлению и подсчёту баллов по критериям эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении. Я думаю, что всем нам необходимо искренне понять, почувствовать, пропустить через себя одну простую мысль: без нас — родителей, воспитателей и учителей — современному подростку очень непросто пережить эту серьёзную болезнь под названием «взросление». Ян Амос Коменский во «Всеобщих советах об исправлении дел человеческих» — в части «Пампедия», которая полностью посвящена всем аспектам воспитания и образования, — даёт следующее определение: «Подростки — это молодые люди, вышедшие из детства, но всё ещё не достигшие полного роста, рассудительности и развития сил». Именно этот период мы и будем называть "периодом взросления". По мнению многих психологов, рост возрастных проблем у детей приходится на 13-14 лет (это 7-й, 8-ой класс). Особенно трудно подросткам, когда взросление происходит в нестабильной экономической и культурно-ценностной жизни современного общества, особенно в условиях крупного мегаполиса. Почти все они остро переживают этот период: становятся агрессивными, непослушными, раздражительными, несдержанными в общении с родителями и учителями, некоторые начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики. Какие особенности взросления подростков можно выделить? В какие условия попадают наши дети в этот период, что оказывает на них особое влияние или давление? Проанализировав свои наблюдения, я выделяю две группы факторов, наиболее способствующие развитию неблагоприятных условий взросления:
1. Семейные факторы:
— неполные семьи или асоциальные члены семьи. Следствие — повышенная тревожность подростка; несформированность ценностных семейных ориентиров;
— нереализованность родительских амбиций в юношестве. Следствие — синдром отличника и трудоголика у подростка, психологические срывы;
— рост требований родителей к взрослеющему подростку, акцента на обязанностях, но права сохраняются в «детском» варианте; или, напротив, многие подростки требуют предоставлять им новые права, но родители не спешат обременять детей дополнительными обязанностями. Следствие — отсутствие чувства ответственности за свои поступки.
2. Социальные факторы:
— частые стрессовые ситуации. Следствие — психосоматические проявления, а порой и заболевания у подростков, возникновение страхов, перерастающих в пожизненные комплексы;
— различные зависимости. Следствие — стойкие негативные проявления в поведении, расстройства психики, заболевания, суицидальные проявления;
- воздействие социальных сетей, ТВ, СМИ. Следствие — дефицит общения, психологические срывы, потеря здоровья; изменения ценностных ориентиров, потребностей и интересов, нравов и морали.
Таким образом, мы видим, что наши взрослеющие дети практически постоянно находятся в агрессивной информационной, социальной, а кто-то и в агрессивной семейной среде.
Как же помочь нашим детям преодолеть этот нелёгкий путь взросления? Как помочь пережить эту подростковую болезнь с наименьшими потерями для психического и физического здоровья? Как построить для них «домик на полпути», в котором им будет уютно, не страшно, где они почувствуют себя в безопасности? Ян Амос Коменский был убеждён, что «молодёжи нужно уже заранее преподносить всё, что ей встретится в жизни, и посредством серьёзных упражнений готовить её к ещё более серьёзному… дети могут стать настоящими людьми не иначе, как через обращение с тем, с чем имеют дело люди; так, чтобы в жизни им ничего не могло бы встретиться такого, чего бы они уже не видели наперёд, в чем бы они не упражнялись» (Я.А.Коменский. «Избранные педагогические сочинения. Предвестник всеобщей мудрости»). А разве возможно предусмотреть все ситуации, которые преподносит нам наша жизнь и уж тем более заранее разобрать их с ребятами? И вновь на помощь приход Ян Коменский, который в сочинении «Предвестник всеобщей мудрости» даёт нам ответы на наши вопросы. Цитирую: «И раз уж все мы рождаемся, то надо сделать так, чтобы никто не жалел о своём появлении на свет. Но как достичь этого? Во-первых, добившись, чтобы всякий человек жил не как бессловесная тварь, а по велению разума. Светом его наделены все, да не все умеют пользоваться тем, что у каждого есть, если не обучены. Значит, их надо обучить!». По-моему, всё ясно и понятно, особенно учителю. Вы скажете, что тут нового, все именно этим и занимаемся на своих уроках — обучаем разуму. Не спорю. Но добавлю: чаще мы учим думать детей в рамках предмета. В последние годы в московской системе образования как-то стали забывать о необходимости использования воспитательного потенциала в каждом школьном предмете, на каждом уроке. Научить ребёнка жить разумно — вот педагогическая задача № 1, и тогда урок становится элементом воспитательной системы. И снова обращаемся к Коменскому: «Надо стремиться не только к тому, чтобы люди не уподоблялись бессловесным тварям, но и к тому, чтобы они достигали высшей мудрости». А от себя добавлю: нужно учить наших детей анализировать поступки, учить их самим делать выводы, искать пути решения в сложных ситуациях, конфликтах и т.д., а не путём нотаций навязывать им нравственные догмы. И вот мы с вами нашли ещё одну педагогическую задачу.
«В-третьих, — говорит Коменский, — нельзя желать вырождения ни одного человека в нечеловека, и поэтому нельзя НЕ желать, чтобы все получили образование». Значит, нам, учителям, нужно увидеть в каждом ребёнке прежде всего Человека, за которым стоит будущее. И независимо от того, какими способностями он обладает, мы должны помнить, что наши уроки дают ему не только предметные знания, но и прокладывают будущее в выборе его жизненного пути. А дальше Ян Амос Коменский учит нас вот чему: «Поскольку же единственная причина многих падений — слепота ума, из-за которой люди не знают ни своего назначения, ни назначения вещей, ни средств для достижения целей, ни правильных способов применить эти средства, то абсолютно необходимо правильно наставить во всём этом всех людей». Совершенно очевидно, что Ян Амос Коменский, по сути, формулирует чёткую педагогическую задачу, актуальную на все времена: подростка необходимо учить понимать смысл жизни и сообразно этому пониманию учить его управлять своими действиями. И здесь ему на помощь должен прийти учитель. Вот в этом, на мой взгляд, и заключается поддержка взросления. Но я думаю, что эту задачу можно успешно решать при выполнении нескольких обязательных условий:
- первое: необходимо самим избавляться от «слепоты ума», нужно самим понимать смысл своей жизни, смысл педагогической деятельности, постоянно анализировать свои действия, слова, поступки. Необходимо следовать нестареющим принципам педагогической культуры, о которой, к сожалению, мы иногда забываем в погоне за результатами ГИА и ЕГЭ;
- второе важное, на мой взгляд, условие: необходимо создать такой уровень доверия между ребёнком и взрослым, чтобы наш подросток не искал ответы на сложные вопросы в Интернете или сомнительных изданиях СМИ и уж тем более на загонял сам себя в тупик, а жил с ощущением, что он не одинок, что рядом есть мир взрослых, готовый ему помочь справиться с любой трудной ситуацией. А для этого наш мир взрослых обязан быть — добрее и внимательнее. «Доверие» — вот, что в цепочке «ученик-учитель» должно стоять во главе угла. Не бойтесь заглянуть ребёнку лишний раз в глаза и спросить у него, отчего он грустит. Не считайте унижением для себя, если вы «спуститесь до роста ребёнка». Не стесняйтесь обнять его за плечи и сделать ему комплимент. Но делайте это искренне, с душой и неподдельной заботой — тогда доверие детей к нам — учителям — будет настоящим. И мы точно будем уверены в том, что мы и есть тот «домик на полпути» от детства к взрослой жизни!
Анализируя перечисленные трудности социально-педагогической поддержки взросления, наш педагогический коллектив также ищет пути их решения. Мы очень хорошо понимаем, что только при тесном взаимодействии и сотрудничестве семьи и школы сможем помочь нашим детям успешно преодолеть путь взросления. С этой целью нами была разработана и внедрена общественно-педагогическая акция «Неделя семьи», которая помогает создавать социально-педагогические условия для обеспечения преемственности воспитательных отношений в школе и семье. Своим опытом мы делились в «Учительской газете — Москва», а также наш опыт представлен в книге научно-методических публикаций педагогов, изданной в рамках международного проекта «Соmenius-420» «Педагогическая повесть о человеке с маленькой буквы, или Жизненный путь и жизненные стратегии человека как предмет педагогического исследования». Дважды в году мы с нашими детьми и родителями выходим в туристские походы. Ежегодно проводим благотворительную ярмарку, в которой участвуют и дети, и родители, и учителя, а все вырученные средства направляем на лечение детям с онкологическими заболеваниями. Все эти организационные формы взаимодействия семьи и школы помогают нам оказывать социально-педагогическую поддержку в процессе взросления наших детей.
Я сама мать 17-летней дочери. Все "прелести" подросткового возраста, как вы понимаете, "прохожу" на собственном опыте, как и многие. За последние несколько лет мне пришлось очень многое переосмыслить, пересмотреть своё отношение на проблемы взросления под новым углом зрения: мне нужно было совместить взгляд матери и взгляд учителя, воспитателя… Скажу честно, чужих детей воспитывать легче. Свои дети ранят больше, чужим легче прощать. Но хочу вам признаться, наши отношения с дочерью за этот период стали лучше, более доверительные. До этого они не были сложными, но они стали лучше. Я как-то задала вопрос своей девочке: «А что для тебя главное во взаимоотношениях с учителем?». Мы не обсуждали эту тему, я просто попросила её изложить письменно свои мысли, и ответ мне был выдан уже через несколько минут. И я хотела бы поделиться её высказыванием — кстати, я это делаю с её разрешения — с вами. Я намеренно ничего не исправляла в её рассуждениях. Ну, а так как у меня самый обыкновенный "среднестатистический" ребёнок, то думаю, что она представляет мнение многих подростков: «Для меня главное во взаимоотношениях с преподавателями — взаимопонимание. Путём понимания учителем моей сущности (мнения, интересов и т.д.) я хочу, чтобы он давал мне не только знания о науках, но и о жизненных понятиях, человеческих отношениях. Учитель должен учить солидарности, доброте к другим, уважению к старшим и близким. Совокупностью этих знаний педагог помогает нам, школьникам, осознать себя и свою роль в этом мире, а также найти себя и определить дальнейшую интересующую деятельность для меня в жизни». Надеюсь, что вы согласитесь со мной: это очень здорово, когда наши устремления и потребности наших детей совпадают. Тогда мы непременно достигнем успеха, и, значит, мы на правильном пути. В заключение хочу напомнить замечательный фильм «Доживём до понедельника». Помните, что написал один из учеников в своём сочинении на тему «Что такое счастье?». "Счастье — это когда тебя понимают...".
Каждый раз, когда моя дочь совершает абсолютно объяснимые житейские ошибки, не имея большого социального опыта, я себе говорю только одно: "У нашей дочери должен быть ДОМИК на ПОЛПУТИ, в котором ей все доверяют, где её все любят и помогут преодолеть трудности путём анализа ситуации и поиска правильного решения". И я терплю, и я вместе с ней учусь жить ещё раз, и я держу её за руку.
Похожие статьи:
Новости → Чешская дипломатия "открытых дверей" - школам
Новости → День народных промыслов в Речицкой школе в Гжели
Новости → Письмо Президенту
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Новости → Торжественный марш накануне Дня Победы в Речицкой школе