ГлавнаяСтатьиПрогностика. Образование для будущегоШкола как центр культурного развития региона народного промысла
Разделы статей

Школа как центр культурного развития региона народного промысла

22 февраля 2015 - Наталья Гребенникова
Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Гребенникова Наталия Васильевна
директор Речицкой средней школы
(Гжель, Подмосковье)

 Школа как центр культурного развития
региона народного промысла

 Совсем недавно совет депутатов гжельского поселения обсуждал перспективы социально-культурного развития  территории. Мы долго беседовали о будущем, порой даже спорили, пытаясь определить, какое оно. Анализируя ситуацию, отметили, что за последние годы произошли изменения в жизни людей поселения, решены отдельные жизненно важные вопросы. Созданы условия по удовлетворению основных потребностей жителей. Например, одежду, предметы быта и досуга, продукты питания, стройматериалы можно приобрести на месте. Заметно развивается и рынок услуг (связи, включая Интернет, транспорта, питания, бытового обслуживания и др.). Какие же проблемы стоят перед регионом? Создание рабочих мест за счёт развития предпринимательства, малого бизнеса; повышение качества оказываемых услуг; развитие инфраструктуры. Депутаты выразили понимание в том, что степень позитивности социально-экономических процессов в регионе во многом зависит от качества человеческих ресурсов, состояния и развития связей, отношений и взаимодействия между предприятиями, учреждениями, населением, органами власти.
И тогда встаёт вопрос: каково место школы в процессе социально-культурного развития региона?  Какие задачи стоят перед гжельским образованием на современном этапе? 
Школа по-прежнему остаётся одним из важнейших социальных институтов, а образование является важнейшим рычагом для стартовых возможностей личности. Сегодня недостаточно учить только предмету (на что нас строго ориентирует ЕГЭ). Знания по предметам, а на самом деле сумма информации (сведения), как показывает жизнь, не обеспечивают будущее человека, не имеют отношения к его реальной жизни, поскольку характер человеческих проблем не вписывается в конкретную предметную область (физику, химию и т.д.).
Для успешного развития региона необходимо воспитывать своих общественных лидеров. Последние политические события показывают, что в критические моменты именно лидеры определяют исход дела. Обычно у нас такими становятся стихийно, по жизни. Хотя в советском опыте было специальное воспитание лидеров (через пионерские и комсомольские организации). И этот опыт, очевидно, необходимо использовать применительно к сегодняшним вызовам.
Лидер – это тот человек, который может повести за собой. Известны качества, присущие лидеру: это способность быть ответственным, умение организоваться и доводить дела до конца, решимость, воображение, предвидение и др. Лидер должен быть носителем подлинных нравственных ценностей. Если у школьников специально воспитывать эти личные и общественные качества, то и развитие будет энергичнее и целенаправленнее. Задача педагогов — разглядеть таких школьников, высвечивая их индивидуальные лидерские качества, и работать над их развитием, организуя специальную воспитывающую среду, направленную на освоение школьниками этой роли. Существуют технологии становления школьника-лидера в воспитывающей среде школы (например, описано у Макаренко развитие коллектива и его лидеров), а учитель способен их внедрить профессионально.   
Но в современных условиях следует особо учитывать тот фактор, что общество является важнейшей школой обучения лидерству. Поэтому педагогам при конструировании воспитательной среды необходимо предусмотреть её общественную составляющую, в которой школьник может выразить свою активную позицию как проявление лидерства. Для развития этого качества наряду с другими средствами мы используем взаимодействие лидеров школьной общественной организации и лидеров молодёжной организации сельского поселения. Взаимодействие является воплощением связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняя друг друга, вместе успешно эти задачи решают.
Для перспективы развития региона нужны предприниматели. Традиция предпринимательства в регионе существует давно, она порождена культурой среды, сложившейся на протяжении истории народного промысла. Сама история промысла, люди, их достижения — демонстрируют, чего добиваются жители региона, как они это делают...
Ученик 9 класса исследовал судьбы родственников-предпринимателей, в контексте ключевых, поворотных исторических моментов, анализировал события, ситуации, отношения, личности. «Я ветвь меньшая от ствола России…»  — так был назван впоследствии его проект. На примере истории семьи фабрикантов Куриновых Гжельской волости Бронницкого уезда юноша нашёл ответ на вопрос: «Почему, за счёт каких личностных качеств род Куриновых живёт и процветает и сегодня, что помогло его дедушке, родителям, старшему брату выстоять в переломные моменты истории?».
Изучение культурных традиций предпринимательства (как российского, так и гжельского), выявление новых ценностных ориентиров развития, возможно, например, в рамках факультативного курса «Основы предпринимательской культуры», авторами которого являются педагоги школы.
Предприимчивый человек – умеющий предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивый, изобретательный и практичный. Предприниматель — это тот человек, который занимается непосредственно производством, ответственный за него и готовый к разумному риску без ущерба для окружающих.
Исходя из этих положений, мы считаем, что воспитание предприимчивости, как одного из социально-значимых качеств, обязательно должно иметь социальную направленность.  С этой целью в школе организуются социальные практики учащихся в форме социально-значимой деятельности определённой направленности. Школа заключает договор с местными предприятиями, учреждениями о совместной работе по организации социальных практик.  Например, Папахин Александр выполнял проект по обучению членов сельской администрации компьютерным технологиям более высокого уровня. Сорокина Яна и Сивов Фёдор писали статьи в районную газету на основе общественного мнения по тем или иным вопросам, Варданян Раиса присутствовала на хирургической операции от её начала и до конца, ассистировала врачу-стоматологу.
В течение нескольких недель учащиеся напрямую окунаются в одну из трёх основных сфер жизни человека – сферу труда, приобретают первые практические навыки, связанные с их будущей профессией. Кроме этого они приобретают социальный опыт общения и взаимодействия, что очень важно, поскольку школьникам предстоит жить именно в этом обществе, с такими людьми, в таких отношениях.    
Речицкая школа при прочих равных условиях имеет некоторые важные преимущества по сравнению, например, с городской школой, в деле трудового обучения и воспитания. В городской школе оно практически «умерло». Значение трудового обучения и воспитания невозможно переоценить: труд – это основа жизни. Мы считаем, что необходимо больше времени отводить физическому труду, а именно ручному. Но, вместе с тем, приобщаем детей к работе на современном оборудовании:  в школе имеется станок с ЧПУ.
В предпринимательской деятельности одной из важнейших проблем является поиск самой идеи для её развития, для занятия свободной от конкурентов ниши, поэтому учащиеся вовлекаются в широкую творческую деятельность по созданию разнообразных проектов. Например, Юртаев Максим придумал движущееся устройство – обратный трайк, для создания которого он использовал умения работать с гильотинными ножницами, болгаркой, а также на токарно-винторезном и сверлильном станках, на сварочном аппарате. Максим представлял этот проект на областной олимпиаде по технологии и стал её победителем.
Для  успешного ведения бизнеса или политики необходимо уметь работать в команде. Чтобы команда была устойчивой, её членам нужно уметь устанавливать доверительные отношения. В сельской местности, где люди знают друг друга, видимо, в известной мере, это сделать "легче", чем в условиях мегаполиса, где люди отчуждены друг от друга. Более того, на протяжении многих лет педагоги­ческий коллектив разра­батывал модель открытой сельской школы региона традиционного народного промысла. В основе механизма её реализации лежит взаимодействие нашего образовательного учреждения с субъектами со­циума. Инициирую­щая роль принадлежит именно ему. В процессе взаимодействия педагоги убедились в том, что школа, организуя совместную деятельность  субъектов, способна их объединить, а также оказать влияние на создание духа местной общины. 
Приведу пример. 27 февраля 2014 года в школе прошёл международный педагогический семинар по теме «Педагогическая экспедиция как форма повышения квалификации учителей», получивший широкую общественную огласку и высокую оценку. При его подготовке более 20 социальных субъектов региона объединились на базе школьного проекта. Причём без административного ресурса или прямой выгоды. На основе чьего проекта может произойти такое объединение? Госорганы этого не могут. Инициатива любой партии вызовет конкуренцию со стороны другой партии, которая ничего не поддержит. Именно школа, преодолевая эти социальные заборы, создаёт тем самым общественные отношения.
Совсем недавно мы узнали о существовании Всемирных школ. Этот титул присвоен 160 начальным и средним европейским школам. Для его присвоения учащиеся таких школ должны включиться в жизнь своих населённых пунктов и связать свою активность с решением глобальных проблем. Этот опыт показывает, что новые идеи образования в глобальном мире связаны с решением проблем развития общего характера на локальном местном уровне.
… На улице заметно потемнело, заседание совета депутатов подходило к концу. Были сформулированы предложения в генеральный план социально-культурного развития сельского поселения, но какой-то амбициозной идеи, которая смогла бы обеспечить поселению прорыв в будущее, мы не нашли. Видимо, мешают стереотипы мышления. А это – задача образования…

Похожие статьи:

НовостиДень народных промыслов в Речицкой школе в Гжели

НовостиЧешская дипломатия "открытых дверей" - школам

НовостиПисьмо Президенту

НовостиТоржественный марш накануне Дня Победы в Речицкой школе

Парта. Воспитание в обществе и школе"Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи

Комментарии (1)
umnichka # 22 февраля 2015 в 16:19 0
О Гжели слышала с самого детства, мои родители собирали "гжель". Но вот о том, что в Гжели есть своя образовательная система, только сейчас узнала из статьи директора школы. Но ведь это достижение! Причём, на мой взгляд, не меньшее, чем сам народный промысел. Это есть практическое воплощение идеи связи образования с жизнью, причём практически, конкретно. И с жизнью не вообще, а с ориентацией на будущее!
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.