На карте государства под названием Австро-Венгрия нет с 1918 года. Оно распалось, породив целый букет европейских государств Центральной и Восточной Европы. Какой была эта великая европейская империя? Какой она остаётся в памяти народов, которые сейчас политически самостоятельны, но чья государственность вышла из недр Австро-Венгрии? Посмотрите на карту империи начала ХХ века:
Её не случайно прозвали "лоскутной империей" — по причине разнообразия этнического состава. Но назвать Австро-Венгрию искусственным образованием было бы грубо. Аристократия Австро-Венгрии апеллировала к государственной традиции Священной Римской империи германской нации, а та, в свою очередь, — к Римской империи, воспринимая себя историческим преемником последней. Длилось это на протяжении сотен лет и остаться просто историческом воспоминанием в современном школьном учебнике, на мой взгляд, не могло и не может. Поэтому как только у большого корабля под названием "Евросоюз" возникла течь, многие его пассажиры вспомнили, что у них был свой — большой европейский корабль.
Настоящий европеец и австриец Стефан Цвейг, выходец из состоятельной еврейской семьи, всю жизнь вдохновлялся мечтой о Вене своего детства и юности. Вена конца XIX в. являлась действительной законодательницей аристократической моды и культурных вкусов для всей Европы, оплотом житейского благополучия и комфорта. И в то же время истинный венгр Шандор Петёфи писал:
Если, шваб, ты хочешь лезть из кожи,
В этом деле мы тебе поможем!
Как же на самом деле чувствовали себя жители империи в поседневной жизни? Актуален ли политический опыт Австро-Венгрии в деле современного государственного национального и межгосударственного развития Центральной Европы?
Пока организаторы серии музыкальных вечеров — культурные центры Чехии, Словакии, Венгрии и Польши в Москве — в память об императоре Франце Иосифе I и об Австро-Венгрии такого вопроса не ставят. Австро-Венгрии преподносятся музыкальные посвящения, и станут ли они увертюрой к чему-то большему, чем Вишеградская четвёрка (международная ассоциация названных государств), покажет время.
Концерт современной польской музыки в помещении Международного союза музыкальных деятелей, что в Брюсовом переулке, организован 5 ноября 2016 г. Польским культурным центром. Как и следовало ожидать, он вызвал большой интерес у московской публики.
Зал. Руководитель Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховский открывает вечер
Известной польской музыкальной группой NEOQUARTET представлены произведения, главным образом, начала XXI в., которые своей дисгармонией могут быть отнесены, на мой взгляд, к области постмодернизма. Музыка — сложнейшая, но исполнена мастерски господами музыкантами в лице Каролины Пятковской-Новицкой (скрипка), Павла Капицы (скрипка), Михаила Маркевича (альт), Кшиштофа Павловского (виолончель):
Эстетическое кредо квартета не оставило меня равнодушным, и я попросил интервью у Кшиштофа Павловского, в котором он пояснил удивившие меня вещи:
— Кшиштоф, та музыка, которую вы играли сегодня, она относится к какому-то направлению европейской музыки?
— В основном мы играем свою музыку, но сегодня нас попросили сыграть музыку композиторов, которые относятся к Вишеградской четвёрке: венгерского, польского, словацкого и чешского.
— Я слушал музыку и ловил себя на мысли, смог ли я спеть под эту музыку или станцевать, и понял, что это очень трудно сделать. Почему? В чём особенность этой музыки?
— Мы принципиально не играем простых композиций, только сложные. Эта музыка касается второй половины ХХ века. Я бы точно нет, но уверен, нашлись бы люди, которые подобрали бы под эти композиции хореографию.
— Можно найти несколько ключевых слов, которые бы эту музыку охарактеризовали? Кроме географического фактора.
— Одно направление: барокко. Минимализм. Музыка Гурецкого — это точно фольклор.
— Есть такой стиль — барокко? Обычно это относят к архитектуре XVIII века.
— Нет, речь идёт о музыкальном современном стиле.
— Спасибо! Удачи Вам!
Кшиштоф Павловский
Музыка композиторов Вишеградской группы в исполнении квартета NEOQUARTET, само как "лоскутное одеяло", — зеркальное отражение или философское осмысление судьбы европейской империи?
Похожие статьи:
В царской ложе → Борис Ильюк, который знает, как помогать
Новости → Школьное письмо из чешского Турнова в Гжель
Новости → Коменский. Возвращение
Новости → Имеют честь просить Вас пожаловать…
Пикейные жилеты считают → Нас не обманешь!