ГлавнаяНовостиКто ровнее?
Разделы статей

           Добро пожаловать!

Мы рады приветствовать Вас на страницах педагогического портала "Куна"!
Педагогический портал призван объединить педагогическое сообщество, обеспечить обмен мнениями и дать возможность заявить о себе каждому педагогу.
После регистрации Вам станут доступны все функции сайта: Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

Кто ровнее?

2 ноября 2016 - Сергей Пимчев
Кто ровнее?
По сообщениям СМИ, ушёл в отставку г-н В. Болотов, который возглавлял Учебно-методическое объединение вузов по педагогическому образованию:
https://news.rambler.ru/community/35137807-vysshee-pedagogicheskoe-preobrazovanie/
Г-н В. Болотов в публичной (через прессу) дискуссии возражает министру образования и науки О. Васильевой, что её "новеллы" в отношении педагогического образования необоснованы.
Лично мне ситуция представляется обратной: такие предложения давно назрели и даже перезрели.
Что касается обоснования модернизации педагогического образования, проводившейся в последние годы. Была ли публичная дискуссия? Не помню, чтобы кто-то приглашал. В образовательной инициативе "Наша новая школа", представленной в период президентства Д.А. Медведева (2010 г.), провозглашены коренные изменения в педагогическом образовании. Они и стали проводиться по факту. А кто их обосновал? Кто доказал, что педагогический бакалавриат эффективнее педагогического специалитета? И что ликвидировать педагогические вузы — значит эффективно развивать педагогическое образование? Зеро, то есть "0". Выдвинута пионерская идея — что ей не соответствует, то не обосновано?
На сайте Министерства образования и науки РФ размещён "Комплексный проект по модернизации педагогического образования":
http://педагогическоеобразование.рф/
Кстати говоря, соисполнителем проекта выступает Высшая школа экономики, где г-н В. Болотов работает. То есть "Вышка" и проектирует, и исполняет. Это очень удобно. Экономисты не представили экономическое обоснование проекта, его бюджет.
Библиотека модулей, выполненных к настоящему времени, составляет 119. На сайте представлены аннотации образовательных модулей по темам. Каждая аннотация даёт представление о направлении исследования, ключевых для авторов приоритетах организации образовательного процесса, однако отсутствие образовательных программ и учебно-тематического планирования (как естественный результат проекта) затрудняет использование данной документации другими авторами. Между тем, в аналитической справке по выполнению проекта ставится именно такая цель — разработка основных профессиональных образовательных программ:
http://педагогическоеобразование.рф/wp-content/uploads/2016/09/2015_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3_%D0%BC%D0%B0%D0%B9.pdf
Но где они? В аннотациях не указывается, разработаны ли они, как с ними познакомиться. Если нет рабочей или примерной программы, как использовать аннотацию для организации образовательного процесса? Делать всё самостоятельно по второму разу? Для чего тогда работали авторы?
Исследовательская деятельность педагога в школе и организация педагогом исследовательской деятельности школьников – реальная практика современной школы уже на протяжении многих лет. В ней возникают существенные трудности, с которыми педагог сталкивается постоянно на протяжении уже десятилеий, поэтому разработка специальных модулей в рамках педагогического образования по данной теме актуально. Они представлены в Библиотеке (з.е. — зачётные единицы: 1 зачётная единица — примерно 25 часов):
— «Исследовательская деятельность в сфере образования» (исследовательская магистратура, 9 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы педагогического направления» (педагогическая магистратура, 15,5 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы педагогического направления» (педагогическая магистратура, 12 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы психолого-педагогического направления» (педагогическая магистратура, 23 з.е.);
— «Научно-исследовательская работа» (исследовательская магистратура, 30 з.е.;
— «Основы научно-исследовательской работы психолого-педагогического направления» (педагогическая магистратура, 15 з.е.);
— «Научно-исследовательская деятельность и методы психолого-педагогических исследований (Методы психолого-педагогических исследований)» (исследовательская магистратура, 9 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы в области специального (дефектологического) образования» (педагогическая магистратура, 12 з.е.);
— «Методология психолого-педагогических исследований: деятельностный подход» (исследовательская магистратура, 13 з.е.).
Анализ аннотаций модулей показывает, что каждый из них выполнен без координации содержания с другими исследователями, хотя общая область изучения (методология исследования), очевидно, содержит в себе ядро, инвариант исследовательского подхода. Его не трудно выделить и согласовать между авторскими коллективами. Опираясь на это ядро, каждый  определит особенности, свойственные его объекту исследования. Не очевидно, что участники проекта, выбравшие это направление, согласовали такой инвариант.
Возникают и другие вопросы к программе.
Как нормировалось количество зачётных единиц на тот или иной модуль? Исходя из чего?
Какая связь между всеми модулями? Почему для разработки и поддержки выбирается именно такая тема, а не иная?
И вот ещё что. Дело в том, что педагого-практик (учитель, воспитатель) реализует педагогическую деятельность в определённых профессиональных формах и определённых профессиональных ситуациях, из рамок которых он выйти не может. Например, урок в нашей школе является основной формой организации образовательного процесса. Урок развивается, приобретает различные модификации благодаря, главным образом, педагогическому творчеству, но остаётся основой. Самого серьёзного подхода требуют вопросы организации воспитательной работы в современной школе. Надо учиться строить новые отношения и способы взаимодействия с родителями, семьёй. Та же учебная исследовательская работа школьников, её организация: невозможно академический опыт прямолинейно перенести в школу ни по отношению к школьнику, ни по отношению к педагогу. А как это сделать? Иначе говоря, есть базовые ситуации (функции и проч. — назвать можно, как угодно) профессиональной деятельности педагога, и  необходимо видеть, как новое знание, получаемое в результате инновационного исследовательского проекта по модернизации, будет адаптировано (или транслировано) в реальный образовательный процесс в школе. Как студент — будущий педагог готовится к использованию нового знания? Как он его привнесёт в реальную практику?
Мне кажется, педагогическая общественность имеет право на постановку таких вопросов. И если они возникают, значит, осуществлённые "новеллы" модернизации педагогического образования выглядят не очень убедительными.
Открытость к дискуссии, полнота информации о решениях в сфере образования необходимы не только педагогам. Вопросы образования обсуждаются в общественном транспорте и в магазине, между соседями и друзьями. Ими интересуют — люди. Значит, образование стало сферой большой публичной политики. Специалисты должны помогать людям разбираться в профессиональных вопросах.
 

Похожие статьи:

Cui prodest? Педагогическая политологияАндрей Фурсов. Тень вместо хозяина

ГлавшколаС чего начинается... всё?

НовостиГод на боевом посту идёт за два

Cui prodest? Педагогическая политологияКто и почему против министра Васильевой?

Cui prodest? Педагогическая политологияПод игом

Комментарии (2)
Галина Михеева # 7 ноября 2016 в 06:50 0
Хочется верить, что все-таки начались позитивные изменения в нашем "исчуженном" образовании, говоря словами Валентина Распутина. И теперь на высшем уровне будет по-настоящему проанализирована сложившаяся ситуация, а виновные не просто поменяют свои чиновничьи кресла, а будут публично привлечены к ответу и ответственности за полное разрушение образования. Очень хочется верить, что это удастся сделать новому министру российского образования! Бог в помощь!
http://ruspravda.info/Dushiteli-rossiyskogo-obrazovaniya-v-beshenstve-24252.html
Сергей Пимчев # 7 ноября 2016 в 09:19 0
Убедительный анализ. Названы имена. Правда, ещё не все.
Последние обсуждения на форуме
сегодня в 17:32
Сергей Пимчев начинает тему «Судьба инженера» на форуме «Общий форум»
сегодня в 04:21
Сергей Пимчев начинает тему «Царская школа» на форуме «Общий форум»
вчера в 05:33
Сергей Пимчев начинает тему «На чьей совести» на форуме «Общий форум»
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.