По сообщениям СМИ, ушёл в отставку г-н В. Болотов, который возглавлял Учебно-методическое объединение вузов по педагогическому образованию:
https://news.rambler.ru/community/35137807-vysshee-pedagogicheskoe-preobrazovanie/
Г-н В. Болотов в публичной (через прессу) дискуссии возражает министру образования и науки О. Васильевой, что её "новеллы" в отношении педагогического образования необоснованы.
Лично мне ситуция представляется обратной: такие предложения давно назрели и даже перезрели.
Что касается обоснования модернизации педагогического образования, проводившейся в последние годы. Была ли публичная дискуссия? Не помню, чтобы кто-то приглашал. В образовательной инициативе "Наша новая школа", представленной в период президентства Д.А. Медведева (2010 г.), провозглашены коренные изменения в педагогическом образовании. Они и стали проводиться по факту. А кто их обосновал? Кто доказал, что педагогический бакалавриат эффективнее педагогического специалитета? И что ликвидировать педагогические вузы — значит эффективно развивать педагогическое образование? Зеро, то есть "0". Выдвинута пионерская идея — что ей не соответствует, то не обосновано?
На сайте Министерства образования и науки РФ размещён "Комплексный проект по модернизации педагогического образования":
http://педагогическоеобразование.рф/
Кстати говоря, соисполнителем проекта выступает Высшая школа экономики, где г-н В. Болотов работает. То есть "Вышка" и проектирует, и исполняет. Это очень удобно. Экономисты не представили экономическое обоснование проекта, его бюджет.
Библиотека модулей, выполненных к настоящему времени, составляет 119. На сайте представлены аннотации образовательных модулей по темам. Каждая аннотация даёт представление о направлении исследования, ключевых для авторов приоритетах организации образовательного процесса, однако отсутствие образовательных программ и учебно-тематического планирования (как естественный результат проекта) затрудняет использование данной документации другими авторами. Между тем, в аналитической справке по выполнению проекта ставится именно такая цель — разработка основных профессиональных образовательных программ:
http://педагогическоеобразование.рф/wp-content/uploads/2016/09/2015_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3_%D0%BC%D0%B0%D0%B9.pdf
Но где они? В аннотациях не указывается, разработаны ли они, как с ними познакомиться. Если нет рабочей или примерной программы, как использовать аннотацию для организации образовательного процесса? Делать всё самостоятельно по второму разу? Для чего тогда работали авторы?
Исследовательская деятельность педагога в школе и организация педагогом исследовательской деятельности школьников – реальная практика современной школы уже на протяжении многих лет. В ней возникают существенные трудности, с которыми педагог сталкивается постоянно на протяжении уже десятилеий, поэтому разработка специальных модулей в рамках педагогического образования по данной теме актуально. Они представлены в Библиотеке (з.е. — зачётные единицы: 1 зачётная единица — примерно 25 часов):
— «Исследовательская деятельность в сфере образования» (исследовательская магистратура, 9 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы педагогического направления» (педагогическая магистратура, 15,5 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы педагогического направления» (педагогическая магистратура, 12 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы психолого-педагогического направления» (педагогическая магистратура, 23 з.е.);
— «Научно-исследовательская работа» (исследовательская магистратура, 30 з.е.;
— «Основы научно-исследовательской работы психолого-педагогического направления» (педагогическая магистратура, 15 з.е.);
— «Научно-исследовательская деятельность и методы психолого-педагогических исследований (Методы психолого-педагогических исследований)» (исследовательская магистратура, 9 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы в области специального (дефектологического) образования» (педагогическая магистратура, 12 з.е.);
— «Методология психолого-педагогических исследований: деятельностный подход» (исследовательская магистратура, 13 з.е.).
Анализ аннотаций модулей показывает, что каждый из них выполнен без координации содержания с другими исследователями, хотя общая область изучения (методология исследования), очевидно, содержит в себе ядро, инвариант исследовательского подхода. Его не трудно выделить и согласовать между авторскими коллективами. Опираясь на это ядро, каждый определит особенности, свойственные его объекту исследования. Не очевидно, что участники проекта, выбравшие это направление, согласовали такой инвариант.
Возникают и другие вопросы к программе.
Как нормировалось количество зачётных единиц на тот или иной модуль? Исходя из чего?
Какая связь между всеми модулями? Почему для разработки и поддержки выбирается именно такая тема, а не иная?
И вот ещё что. Дело в том, что педагого-практик (учитель, воспитатель) реализует педагогическую деятельность в определённых профессиональных формах и определённых профессиональных ситуациях, из рамок которых он выйти не может. Например, урок в нашей школе является основной формой организации образовательного процесса. Урок развивается, приобретает различные модификации благодаря, главным образом, педагогическому творчеству, но остаётся основой. Самого серьёзного подхода требуют вопросы организации воспитательной работы в современной школе. Надо учиться строить новые отношения и способы взаимодействия с родителями, семьёй. Та же учебная исследовательская работа школьников, её организация: невозможно академический опыт прямолинейно перенести в школу ни по отношению к школьнику, ни по отношению к педагогу. А как это сделать? Иначе говоря, есть базовые ситуации (функции и проч. — назвать можно, как угодно) профессиональной деятельности педагога, и необходимо видеть, как новое знание, получаемое в результате инновационного исследовательского проекта по модернизации, будет адаптировано (или транслировано) в реальный образовательный процесс в школе. Как студент — будущий педагог готовится к использованию нового знания? Как он его привнесёт в реальную практику?
Мне кажется, педагогическая общественность имеет право на постановку таких вопросов. И если они возникают, значит, осуществлённые "новеллы" модернизации педагогического образования выглядят не очень убедительными.
Открытость к дискуссии, полнота информации о решениях в сфере образования необходимы не только педагогам. Вопросы образования обсуждаются в общественном транспорте и в магазине, между соседями и друзьями. Ими интересуют — люди. Значит, образование стало сферой большой публичной политики. Специалисты должны помогать людям разбираться в профессиональных вопросах.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Андрей Фурсов. Тень вместо хозяина
Главшкола → С чего начинается... всё?
Новости → Год на боевом посту идёт за два
Cui prodest? Педагогическая политология → Кто и почему против министра Васильевой?
Cui prodest? Педагогическая политология → Под игом