Михаил Николаевич Скаткин...
Я тогда учился в аспирантуре Института общей педагогики Академии педагогических наук СССР. В аудиторию, где проходило открытое заседание Учёного Совета, зашёл, когда она была заполнена сотрудниками, аспирантами, другими приглашёнными. Сейчас, видимо, это может показаться удивительным, но в тот период академическая традиция открытости обсуждений, публичных дискуссий мэтров науки на грани с хорошей театрализаций (что шло всем только на пользу — это включало дополнительные эмоции и внимание) притягивала в тот скромный зал людей. Зал всегда заполнялся. Так было и на этот раз, и мне пришлось довольствоваться местом около входной двери. Заседание уже начиналось, я внимал процессу. В зал вошёл ещё кто-то, присел на ещё остававшимся свободным место рядом. Мне было, как вы понимаете, не до опоздавшего. Но он меня о чём-то спросил, и я почти небрежно что-то бросил ему в ответ, заметив краем глаза сухонького старика. Процесс набирал обороты. И неожиданно ведущий объявил, что на заседании присутствует Михаил Николаевич Скаткин. Поднялся человек, севший на соседний со мной стул. Это был Скаткин. Смешанность моих чувств трудно передать, а я до сих пор благодарен судьбе, подарившей мне возможность дышать с этим человеком одним воздухом.
Михаил Николаевич родился 11 августа 1900 г. в Московской области. Он наш земляк и может по праву войти в пантеон великих просветителей-москвичей. Сферой его постоянного интереса стали вопросы дидактики — теории обучения — то, с чего начинается любой образовательный процесс. Он стоял у истоков советской, российской педагогической прогностики, занимаясь проблемой "Школы будущего".
Отмечая 115-летие со дня рождения великого педагога, Институт стратегии развития образования РАО (правопреемник Института общей педагогики) 15-16 сентября 2015 г. проводит конференцию, где основные аспекты педагогического наследия М.Н. Скаткина будут освещены в контексте современного развития образования и общества в России, российской школы и учителя. Более подробную информацию можно найти на сайте Института.
Приглашаю своих коллег — педагогов школы и университетов — на эту конференцию. Вернёмся к работам педагогического классика России ХХ века с карандашом в руках. Они — о дне сегодняшнем и завтрашнем.
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Прогностика. Образование для будущего → Отцифруйте меня, пожалуйста!
Прогностика. Образование для будущего → Педагог и прогностика
Главшкола → Детский садик и школка: сделаем модельку?
Прогностика. Образование для будущего → Прогностическая культура учителя: сокровенный человек versus граммофон?