Ребёнок категорически отказывается ходить в музыкальную школу… Картина знакомая и распространённая. Почему это присходит? Ведь хотелось бы другого — приобщения с малых лет к музыкальной культуре, великим именам и мелодиям, математическому языку нотной грамоты, волшебному звучания живых музыкальных инструментов. Однако… однако… однако...
Как обычно, педагогическая трудность выглядит одинаково с внешней точки зрения: сопротивление, саботаж и т.п. Но причины могут быть совершенно разные, поэтому единого рецепта быть не может, как не может быть одной "педагогической таблетки", т.е. какого-то волшебного педагогического приёма, которые бы "вдруг" поменяли ситуацию.
Но общие корневые причины есть.
Во-первых, формализация и бюрократизация. Чиновники требуют от школ и учителей процентов успеваемости и рейтинга, а педагоги всё более соскальзывают на это опасную тропу педагогического формализма. Всё жёстче "гнут" свою линию, всё меньше "прислушиваются" к индивидуальному голосу. Это всё-равно, как если бы врач стремился не вникнуть в здоровье каждого больного, а к премии за повышение средней температуры по больнице.
Во-вторых, современная система образования, в частности, в России, устраивается таким образом, что нижний порог профессионализации буквально на глазах опускается. Это тоже связано с формальными показателями — ведь более высокий результат даст именно тот школьник, который раньше начал специализироваться. К общему развитию и воспитанию это не только не имеет отношения, но противоречит, препятствует им, точнее, направляет развитие по узкому пути, однобоко.
В-третьих, игра и естественное общение становятся дефицитом в детском мире — на это элементарно не хватает времени.
Когда такое происходит в отношении детей явно одарённых в каком-то виде деятельности, это объяснимо и, возможно, оправдано. Но с оговорками, разумеется: если этому ребёнку обеспечиваются определённые гарантии. Ведь он теряет в общем развитии для себя лично — ради чего-то и кого-то: спортивной, музыкальной или художественной школы, города, даже страны. Если он в какой-то момент становится "ненужным" для них, то ему гораздо сложнее переменить жизненную траекторию по сравнению с другими сверстниками. Недостаток общего развития снижает способности личности к личной и общественной адаптации и мобильности. Такие биографии — не редкость: известный спортсмен, закончивший карьеру к 30 годам, переставший быть модным музыкант...
Это надо учитывать и компенсировать в семье. Не потерять из виду цель — общего развития.
С другой стороны, практически любая конкретная деятельность, и особенно — высококультурная (то же искусство), содержит в себе потенциал универсальности, т.е. переносимости освоенных в ней ценностей, знаний, умений, отношений, опыта в другие сферы деятельности. Это — особая педагогическая проблема (как переносить?), но это есть. В конце концов, для того, чтобы нечто переносить, оно должно быть. Да и от состоявшихся успешных профессионалов можно услышать, что в детстве родители заствляли их заниматься, и они им сейчас за это признательны. Но как совместить это призанание с тем, что происходило 30-40 лет назад?
Итак, есть прекрасная школа, замечательные педагоги, есть талантливый ребёнок, который — упирается.
Путь первый — всё-таки оставить музыкальную (художественную, театральну, спортивную) школу. Поискать другое занятие.
Путь второй — искать педагогические резервы в мотивации. Оба слова — ключевые: 1) мотивация; 2) педагогические резервы.
1) Мотивация. Известна пословица: "Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ей пить". Мотивация в какой-то момент — "включается", и это становится для окружающих очевидным. До этого — в душевный "пласт нежелания" надо ухитриться заронить зёрнышко интереса и удивления. Не взрослого наносного ("Это же интересно!" — скажет рациональный взрослый), а именно живого эмоционального отношения к какому-то фрагменту, аспекту, частичке данного вида деятельности. Указать на это априори или теоретически нельзя. Надо искать и пробовать — чтобы вызвать, если угодно, спровоцировать живое внимание.
2) Педагогические резервы. Это значит подойти к вопросу творчески. Не прямолинейно назидательно. Подумайте над педагогическими ситуациями, которые могут натолкнуть (именно — натолкнуть) на размышление о пользе, интересности занятия. Через это пойдёт процесс — осмысления и переосмысления, без которого невозможно изменение мотивации — того, к чему именно мы стремимся. Таких ситуаций можно "подстроить" достаточно, если над этим начать думать.
Обязательно разговаривайте, обсуждайте (а не поучайте): разговор (диалог) — необходимый педагогический способ (метод) для осмысления и формирования собственного отношения. В разговоре как бы случайно "захватывайте", "вбрасывайте" близкие темы, простраивайте (вместе) смысловые связи между главным занятием и близкими сферами. На этой основе расширяется картина мира маленького человека, в большей степени проясняется вопрос: для чего? зачем?
В разговоре вы нащупывайте темы, которые действительно волнуют человека. Сумейте опереться на них, развить, связать естественным ходом беседы с тем, что необходимо с вашей точки зрения.
Из такой "ткани" отношений создавайте близкую воспитательную среду.
Постепенно. Последовательно. Поэтапно. Одной волшебной "педагогической таблетки" нет.
Похожие статьи:
Новости → Гжель. Школа - очаг культуры местности
Записки читателя → Человек и Обучение
Парта. Воспитание в обществе и школе → Дети Ашана
Пикейные жилеты считают → Учитель на глобальной шахматной доске
Родительский кров. Воспитание → Клетка для души