Концепция школы фактически изменена. При этом общество об этом никто не спросил. Просто - сделали и всё. Принимайте и не верещите.
В частности, в "современную" модель школы внедрена ранняя профессионализация: за счёт предпрофильного и профильного обучения. На всех уровнях, включая Президента России, подростков убеждают быстрее делать выбор профессии, чтобы добиться как можно раньше раньше значительных результатов. Внешне всё выглядит безупречно. Однако, посмотрим на тему глубже.
Во-первых, в этом возрасте, 14-17 лет, никакой человек не в состоянии самостоятельно определить свой профессиональный выбор, поскольку для этого нет необходимого жизненного опыта. Такой выбор всегда - за редким исключением - будет субъективен и не продуман. Попытка выйти из ранее выбранного профильного "коридора" и позднее перейти в другой сильно затруднена: нужен высокий результат на ЕГЭ, а за год к нему не успеешь подготовиться. У ребят это вызывает глубокие переживания и даже фрустрацию - не лучшее состояние для напряжённой и целенаправленной деятельности и учёбы.
Во-вторых, взрослые не очень могут в этом помочь, поскольку толком никто не знает, каким будет будущее через 5-10 лет.
В-третьих, человеку, особенно в первые годы профессиональной карьеры, нередко приходится менять сферы профессиональной деятельности, даже порой кардинально.
В-четвёртых. Плоды раннего профессионального воспитания мы можем наблюдать воочию: происходит расслоение подростковой среды. "Физики" витают где-то в далёких формулах, "лирики" позиционируют себя в качестве своего рода "элиты" и т.п. А главное - никто из них не готов самостоятельно анализировать и решать насущные жизненные вопросы. Над их жизненным человеческим опытом никто не работал. Но в системе отношений "профессия и жизнь" профессия - подчинённый элемент.
В-пятых. Такой "узкий" тип личности выгоден корпорации. Он может "эффективно" работать, как ишак на мельнице (т.е. вертеть колесо), делать карьеру (за него нарисованную кем-то), не умея со стороны посмотреть на эту самую копорацию, об обществе же и говорить нечего. Такой человек обречён жить в заданных ему рамках. Я не говорю, что рамки - плохо. Рамки есть всегда. Я хочу сказать, что надо уметь жить в рамках, учиться этому, но надо учиться анализировать свой жизненный путь, учиться от каких-то рамок освобождаться. Корпорациям такие работнки не нужны, они хлопотны. Но это нужно человеку. Это нужно обществу - для будущего.
Школа названные проблемы не решает. Нынешняя школа их - усугубляет. Исторически же нас приучили, что школа - развивает. Раньше в большой степени - да. Теперь - так как есть. Общее развитие личности и воспитание не являются приоритетами современной школы.
Теперь это придётся делать родителям. Делайте это.
Ходите в музеи и парки, путешествуйте, работайте на земле, читайте хорошие (!) книги, общайтесь с разными людьми, в общем, вникайте в разные стороны жизни. И обязательно - общайтесь и обсуждайте, анализируйте и делайте выводы.
Похожие статьи:
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи
Новости → Торжественный марш накануне Дня Победы в Речицкой школе
Новости → Письмо Президенту
Новости → День народных промыслов в Речицкой школе в Гжели
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла