«Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова». Эта мысль высказана Василием Александровичем Сухомлинским в работе "Школа радости". На днях идеи Сухомлинского в контексте актуальных вопросов развития образования в современной России, в Подмосковье, в Гжели стали темой лекции-диалога "Сухомлинский. Почему такой пронзительный взгляд?" в педагогическом коллективе Речицкой школы. Обсуждение состоялось в рамках подготовки Речицкой школы к открытому педагогическому семинару «Школа как центр культурного развития региона народного промысла». Идеи Сухомлинского близки и созвучны педагогам не только потому, что по книгам Сухомлинского педагоги учились, но и потому, что образовательная система Речицкой школы, развитие её образовательной среды происходит на таких же жизненно важных педагогических принципах, которые закладывались в образовательную систему всего региона народного промысла Гжель в течение предыдущих десятилетий предшественниками.
В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения В.А. Сухомлинского (1918-1970 гг.). Директор Речицкой школы Наталия Васильевна Гребенникова предложила подготовиться и отметить эту дату, приглашая к сотрудничеству в том числе и педагогов Украины, где В.А. Сухомлинский родился и работал учителем и директором Павлышской школы. Такое педагогическое взаимодействие, на наш взгляд, имеет фундаментальное значение для будущего Украины и России. Не сомневаемся, что к нему присоединятся педагоги Беларуси, а также других республик бывшего Советского Союза. Мы приглашаем педагогов других славянских стран: Польши, Чехии, Словакии, Сербии, Болгарии и других. Имя Сухомлинского имеет международное значение. В праздновании юбилея могли бы принять участие педагогические сообщества любых стран. Педагогические идеи и опыт Василия Александровича Сухомлинского в современной ситуации и в мире, и в отдельных странах неизбежно привлекут к себе повышенное внимание, если серьёзно думать о сохранении культурных основ нашей цивилизации для будущего.
Предлагаем создать международный Оргкомитет и начать работу.
А пока Речицкая школа приглашает коллег на открытый семинар. Семинар посвящён 425-летию Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.) В 2017 Г., проходит в рамках международного научно-педагогического проекта COMENIUS-425. Программа семинара представлена ниже.
Открытый педагогический семинар
«Школа как центр культурного развития региона народного промысла»
Участники: директора общеобразовательных учреждений Раменского района Московской области, г.Москвы.
Организатор: МОУ Речицкая средняя общеобразовательная школа.
Дата: 8 апреля 2016 года
План проведения семинара
9.30– 10.00. Встреча гостей. Чаепитие.
10.00– 11.00.
Ø Открытие семинара. Директор МОУ МЦ «Раменский дом учителя», кандидат педагогических наук Павлова Людмила Александровна.
Ø Доклад директора МОУ Речицкой средней общеобразовательной школы Почетного работника общего образования Российской Федерации Гребенниковой Натальи Васильевны по теме семинара.
Ø Выступление кандидата педагогических наук, руководителя научно-педагогического портала «Куна» (kunalab.ru) Пимчева Сергея Петровича по теме «Время Коменского»
11.00.– 11.45.
Творческий калейдоскоп:
~ Презентация социальных проектов, открытые занятия внеурочной деятельности, экскурсия в школьный музей, на производство гжельских изделий
11.45– 12.15.
Творческая перемена:
~ Песенная Гжель, персональные выставки юных художников, гжельская ярмарка
12.20 -13.05. Открытые уроки, мастер – классы учителей Речицкой школы и школы №1747 г.Москвы
13.10.- 13.45. Подведение итогов.
13.45.– 14.30. Обед
Открытые авторские уроки педагогов Речицкой средней школы.
Урок русского языка. 5 класс.
Тема: «Концепт «ремесло».
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории,
кандидат филологических наук
Балашова Светлана Евгеньевна
(3 этаж, кабинет русского языка)
Урок географии. 8 класс.
Тема: «Что дороже золота?»
Учитель географии высшей квалификационной категории, победитель ПНПО -2010
Сергеев Сергей Геннадьевич
(3 этаж, кабинет географии)
Урок внеклассного чтения. 7 класс.
Тема: «Путь к читателю» (Л. Кассиль «Ранний восход»)
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Ригина Светлана Николаевна
(3 этаж, кабинет русского языка)
Урок – квест литературного чтения. 2 класс.
Тема: «В страну Литературию через сказочную Гжель».
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Позляева Инна Леонидовна
(1 этаж, кабинет начальных классов №2)
Творческая мастерская учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Серовой Ольги Евгеньевны (2 этаж, кабинет литературы)
Тема: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…»
Мастер-класс учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБОУ Школы №1747 г.Москвы,
Отличника народного просвещения, лауреата Гранта Москвы
Михеевой Галины Ивановны
(2 этаж, кабинет литературы)
Тема: «Век живи-век люби», или Чтобы не стать манкуртами»
Занятие изостудии «Синяя птица» 4 класс.
Тема: «Если птицей взмыть над Гжелью».
Руководитель студии, учитель искусства высшей квалификационной категории
Карасева Татьяна Анатольевна (2 этаж, кабинет изо)
О Речицкой школе
Речицкая средняя общеобразовательная школа ведет свою историю с 1871 года, когда в селе Речицы было образовано смешанное училище. С тех далеких времен является она центром культуры и образования в селе.
В 2008 году школа стала gобедителем ПНПО, в 2013 году – победителем областного конкурса школ, реализующих инновационные образовательные программы, а также лауреатом премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье». В ней реализуются программы углублённого изучения английского языка, математики; профильного обучения по химии, биологии, информатике и ИКТ, физике, математике, истории, обществознанию; имеется хорошее оснащение: кабинеты с теле-, видео- и мультимедийным оборудованием, Интернетом; компьютерный класс, лингафонный кабинет, мастерские, спортивный и тренажерный залы, столовая, актовый зал, историко-краеведческий музей.
Учреждение реализует модель социально-активной школы в регионе народного промысла Гжель.
Мы изучаем историю Гжели: создаем историографии заводов, природных и исторических памятников, наиболее значимых для нашей местности событий и периодов, реконструируем родословные и пишем биографии известных производителей фарфора, меценатов, исследуем литературное и художественное наследие, быт и нравы Гжели.
Мы сохраняем особый уклад жизни Гжели: ритм школьной жизни основываем на гармонии ритма народной жизни, опирающегося на смену времен года и связанного с сельскохозяйственными работами и праздниками. Ежегодно всех жителей приглашаем на праздники «Осенины», «Рождество», «Масленица», на веселые ярмарки, организуемые в школе. Самый любимый праздник – Вечер встречи выпускников, к которому все готовятся целый год.
Мы поддерживаем веками складывавшиеся теплые и доверительные отношения между людьми на селе: у нас есть множество друзей среди местных предприятий, учреждений и организаций, которые помогают нам воспитывать наших учеников.
Мы возрождаем семейные ценности: проводим заседания семейного клуба «Модуль».
Мы преображаем родной край: приводим в порядок территорию исторических и природных памятников, могилы гжельских меценатов, воинов, умерших от ран в годы войны; создаем и реализуем проекты по озеленению и благоустройству нашей родной Гжели.
Более подробно об истории Речицкой школы читайте в статье по ссылке:
http://mognovse.ru/kcj-istoriya-rechickoj-shkoli-osnovanie-rechickoj-shkoli.html
Из истории Гжели…
Гжель – это особая территория среди окружавших ее земель на юго-востоке Подмосковья, которая в16 в. была административной единицей – «государевой дворцовой волостью». Сегодня – это территория двух сельских поселений Новохаритоновского и Гжельского Раменского района, объединяющих более 30 сел, поселков, деревень. Гжель — место традиционного художественного промысла, cлавившееся своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Примерно в 1804 году был основан первый фарфоровый завод Павлом Куликовым. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях.
В XX столетии в силу разрушительных последствий войн и революций промысел практически погибает. В 1972 году 6 небольших заводов слились в производственное объединение «Гжель», директором которого стал В.М.Логинов. Под его руководством продукция предприятия становится известной во всем мире. В 90-е годы создается система непрерывного художественно-эстетического образования: от детского сада до колледжа. Впоследствии был открыт Гжельский государственный художественно-промышленный институт – единственный в России институт на селе. Его ректором стал Логинов В.М.
В связи со сменой общественно-экономических отношений в стране производственное объединение «Гжель» потеряло былую мощь, но промысел живет, развивается: открыты небольшие частные предприятия, на которых выпускаются изделия высокого качества.
Наш адрес:
Раменский район, с. Речицы, ул. Школьная
8 496 47 465
Факс 8 496 47 167
E-mail: rechizy@yandex.ru
Сайт: http:// ramrechizy.edumsco.ru
Похожие статьи:
В классе у Мастера → Сухомлинский. Школа под голубым небом
Прогностика. Образование для будущего → Прогностическая культура учителя: сокровенный человек versus граммофон?
В царской ложе → Наталия Гребенникова. Птицей над Гжелью
Проехаться по России. Образовательные путешествия → Гжельская экологическая тропа
Новости → Школа. Расширение жизненных планов человека