Разделы статей

Дети Ашана

11 июня 2015 - Сергей Пимчев
Дети Ашана
Дети Ашана... Я услышал эту фразу, произнесённую в юмористической тональности, от Андрея Нестерова, учителя истории, педагога, моего коллеги, товарища. Целое детское поколение провело часы в сетевых гипермаркетах вместе с родителями, обстановка в них оказала на сознание подрастающего поколение безусловное влияние. Какое?
Проект "Дети Арбата" художественными средствами разрушал монолит социалистического сознания. Проекта "Дети Ашана" нет, во всяком случае, формально. Но, по сути, его наличие можно фактически реконструировать, поскольку любой крупный бизнес-проект для потребительского рынка содержит в себе не только демонстрацию (рекламу) преимуществ того или иного товара или услуги, но и связь с новым, более высоким (как преподносится), образом жизни, к которому приобщается покупатель, приобретая данный товар или услугу. Вы на это обратите внимание, например, по любой телевизионной рекламе или рекламе в глянцевом журнале и уж точно прочитаете в учебниках по рекламному делу. Ашан - воспитывает, потому что формирует систему определённых отношений в треугольнике "человек - товар - человек", т.е. воспитывающую среду. Эта среда базируется на воспитательной системе, а воспитательная система - на системе производственной и управленческой. Каково положительное воспитывающее  влияние этой среды на сознание человека:
- огромный объём товарной массы порождает настроение уверенности, стабильности: для нашего общества, ещё хорошо помнящего товарный дефицит и галопирующую инфляцию, это немаловажное обстоятельство, своего рода психологическое излечение, сублимация;
- товарная масса разнообразна, цены выглядят доступными - ситуация выбора приближается к пределу: человек решает, что ему делать, а не обстоятельства его вынуждают;
- системность расположения товарной массы и технологичность предоставления торговой услуги создают большой упорядоченный мир в огромном торговом зале: пусть это пространство локально, но по сравнению с социальным хаосом внешнего мира оно притягательно;
- вежливость и предупредительность персонала: согласитесь, немаловажно для нас;
- появление сетевого гипермаркета в глубинке часто ассоциируется с приходом "цивилизации" (порядка, аккуратности, чистоты, честности).
В столице одной европейской страны я заблудился и уже глубокой ночью вышел на свет круглосуточного сетевого супермаркета, такого же, как в Москве. Чего греха таить - я почувствовал уверенность в знакомой обстановке: нет, теперь не пропаду!
Ашан (в череде других сетевых гипермаркетов) есть такое же порождение "общества потребления", как и фактор его создания. Не будем критиковать это общество сходу, давайте в нём сначала поживём, наберёмся опыта, а попозже и решим, нужно ли оно нам. Вопросы заключаются в другом.
Как заявил г-н А. Аузан, декан экономического факультета МГУ, в ток-шоу на ТВЦ в России примерно с 2003-2004 гг. целенаправленно создавалось "общество потребления". Могло ли оно стать устойчивым при условиях, когда:
- в течение 90-х годов произошла фактическая деиндустриализация страны;
- внутренний рынок стал обслуживающим для внешних рынков, открытым для импорта?
Очевидно, нет. Фактически с помощью нашей нефтяной и газовой "ренты" мы финансировали зарубежных товаропроизводителей и наших посредников под красивыми лозунгами глобальных рынков. То есть "замораживали" на десятилетие развитие собственного производственного потенциала, что в последние годы не только обнаружилось, но и публично признано.
"Общество потребления", "общество услуг", "постиндустриальное общество" должно базироваться на развитой промышленной базе, быть вместе с ней, а не вместо неё. На это однозначно указывал сам автор концепции Дэниел Белл. Но наши экономисты прочли его не полностью - или предложили нам однобокую интерпретацию,
Дети Ашана, получающие односторонее потребительское воспитание, теряя возможности творческого образования и сложных видов труда, сдвигаются на периферию мирового развития вместе со страной. В этом случае "Дети Ашана" становятся проектом, по своему предназначению аналогичному проекту "Дети Арбата".

Похожие статьи:

Вольному - воля. Воспитание в обществе и школеБернард Шоу... Писатель. Творчество. Богатство. Лондон. Старость

Научно-методические консультации-вариацииС видеокамерой - в люди

Золотая библиотекаЛеонид Филатов. Глаза темны от любви

Новости"Большая перемена" приглашает в Минск

Авторский урок "haute couture"Дано ли нам "предугадать, как Слово наше отзовётся?", или Как сказать на уроке о самом Главном

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.