23 декабря 2015 г. под председательством Президента России состоялось заседание Госсовета по вопросам школьного образования. В ходе заседания в адрес Министерства образования и науки высказаны существенные замечания, особенно со стороны руководителей партийных фракций Государственной Думы (за исключением фракции правительственной партии "Единая Россия"). На днях фракция партии "Справедливая Россия (С.М. Миронов) даже призвали отправить министра Ливанова в отставку.
На основе высказанных замечаний сформированы поручения Президента в адрес Правительства. Правительство разрабытывает меры по устранению замечаний. На сайте Правительства определены вопросы, которые должны быть учтены:
http://government.ru/orders/21427/
Приведу некоторые из них:
"1. По подпункту «а» пункта 1 перечня поручений Президента:Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) разработать комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учётом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Срок – до 14 июля 2016 года".
Педагогическое сообщество, да и просто неравнодушные граждане замечают много глупостей в школьных учебниках. Может быть, указание Президента не удастся, наконец, проигнорировать? Кроме того, я бы обратил внимание на нормирование учебной нагрузки, начиная с нормирования допустимого объёма школьных программ и школьных учебников.
"2. По подпункту «б» пункта 1 перечня поручений Президента: Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) и Минкомсвязи России (Н.А.Никифорову) обеспечить создание открытого информационно-образовательного портала в сети Интернет, содействующего реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий («электронная школа»).
Срок – до 16 ноября 2016 года".
... Тогда смелее можно сокращать учителей...
Если дети на переменках и даже на уроках "прилипают" к гаджетам, это не значит, что они самостоятельно будут выполнять сложнейшую работу - обучение. И воспитание. Не всему, что мы воображаем, следует придавать исключительное значение.
"4. По подпункту «г» пункта 1 перечня поручений Президента:Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов.
Срок – до 15 июня 2016 года, далее – ежегодно".
Пункт вызывает удивление, исходя из его реальности. Систему предлагается формировать тем, кто прежнюю систему разрушил, а новую так до сих пор не сформировал, ежегодно изменяя правила аттестации педагогов. Согласитель, с точки зрения учителя, невозможно в своей работе ориентироваться на одни формальные показатели, а проходить аттестацию по другим. И хаос исправить до 15 июня. Кроме того, непосредственно связанное с учительским ростом дополнительное профессиональное образование (или: повышение квалификации): система тут уже была прежде. Она создавалась в течение более 100 лет. Как называется то, что сейчас?
Установление уровней педагогической квалификации (называемых сейчас модно компетенциями) - сложнейшая теоретико-методологическая и практическая проблема. Кому поручат?
Учёт мнения выпускников - за. Хороший педагог не боится своих учеников.
"7. По подпункту «в» пункта 2 перечня поручений Президента:Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры:
- по снижению административной нагрузки на образовательные организации, в том числе путём сокращения контрольно-надзорных мероприятий;
- по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчётности образовательных организаций.
Срок – до 31 мая 2016 года".
Вопрос № 1, который мог быть решён в рабочем порядке, без вынесения на высший уровень.
Насколько адекватно и полно будет подготовлен рабочий план устранения недостатков? Ведь многие из указанных недостатков проявились не потому, что работа выполняется недостаточно хорошо. Они - естественное следствие принятой образовательной идеологии и политики. И устранены они могут быть при их смене. И другими людьми.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Александр Снегуров. Исповедь педагогического альпиниста
Пикейные жилеты считают → Где сердце Кощея?
Пикейные жилеты считают → Освобождение от гипноза
Cui prodest? Педагогическая политология → Константин Сивков. О национализации стратегических ресурсов
Новости → Кто ровнее?