ГлавнаяНовостиКто ровнее?
Разделы статей

           Добро пожаловать!

Мы рады приветствовать Вас на страницах педагогического портала "Куна"!
Педагогический портал призван объединить педагогическое сообщество, обеспечить обмен мнениями и дать возможность заявить о себе каждому педагогу.
После регистрации Вам станут доступны все функции сайта: Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

Кто ровнее?

2 ноября 2016 - Сергей Пимчев
Кто ровнее?
По сообщениям СМИ, ушёл в отставку г-н В. Болотов, который возглавлял Учебно-методическое объединение вузов по педагогическому образованию:
https://news.rambler.ru/community/35137807-vysshee-pedagogicheskoe-preobrazovanie/
Г-н В. Болотов в публичной (через прессу) дискуссии возражает министру образования и науки О. Васильевой, что её "новеллы" в отношении педагогического образования необоснованы.
Лично мне ситуция представляется обратной: такие предложения давно назрели и даже перезрели.
Что касается обоснования модернизации педагогического образования, проводившейся в последние годы. Была ли публичная дискуссия? Не помню, чтобы кто-то приглашал. В образовательной инициативе "Наша новая школа", представленной в период президентства Д.А. Медведева (2010 г.), провозглашены коренные изменения в педагогическом образовании. Они и стали проводиться по факту. А кто их обосновал? Кто доказал, что педагогический бакалавриат эффективнее педагогического специалитета? И что ликвидировать педагогические вузы — значит эффективно развивать педагогическое образование? Зеро, то есть "0". Выдвинута пионерская идея — что ей не соответствует, то не обосновано?
На сайте Министерства образования и науки РФ размещён "Комплексный проект по модернизации педагогического образования":
http://педагогическоеобразование.рф/
Кстати говоря, соисполнителем проекта выступает Высшая школа экономики, где г-н В. Болотов работает. То есть "Вышка" и проектирует, и исполняет. Это очень удобно. Экономисты не представили экономическое обоснование проекта, его бюджет.
Библиотека модулей, выполненных к настоящему времени, составляет 119. На сайте представлены аннотации образовательных модулей по темам. Каждая аннотация даёт представление о направлении исследования, ключевых для авторов приоритетах организации образовательного процесса, однако отсутствие образовательных программ и учебно-тематического планирования (как естественный результат проекта) затрудняет использование данной документации другими авторами. Между тем, в аналитической справке по выполнению проекта ставится именно такая цель — разработка основных профессиональных образовательных программ:
http://педагогическоеобразование.рф/wp-content/uploads/2016/09/2015_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3_%D0%BC%D0%B0%D0%B9.pdf
Но где они? В аннотациях не указывается, разработаны ли они, как с ними познакомиться. Если нет рабочей или примерной программы, как использовать аннотацию для организации образовательного процесса? Делать всё самостоятельно по второму разу? Для чего тогда работали авторы?
Исследовательская деятельность педагога в школе и организация педагогом исследовательской деятельности школьников – реальная практика современной школы уже на протяжении многих лет. В ней возникают существенные трудности, с которыми педагог сталкивается постоянно на протяжении уже десятилеий, поэтому разработка специальных модулей в рамках педагогического образования по данной теме актуально. Они представлены в Библиотеке (з.е. — зачётные единицы: 1 зачётная единица — примерно 25 часов):
— «Исследовательская деятельность в сфере образования» (исследовательская магистратура, 9 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы педагогического направления» (педагогическая магистратура, 15,5 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы педагогического направления» (педагогическая магистратура, 12 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы психолого-педагогического направления» (педагогическая магистратура, 23 з.е.);
— «Научно-исследовательская работа» (исследовательская магистратура, 30 з.е.;
— «Основы научно-исследовательской работы психолого-педагогического направления» (педагогическая магистратура, 15 з.е.);
— «Научно-исследовательская деятельность и методы психолого-педагогических исследований (Методы психолого-педагогических исследований)» (исследовательская магистратура, 9 з.е.);
— «Основы научно-исследовательской работы в области специального (дефектологического) образования» (педагогическая магистратура, 12 з.е.);
— «Методология психолого-педагогических исследований: деятельностный подход» (исследовательская магистратура, 13 з.е.).
Анализ аннотаций модулей показывает, что каждый из них выполнен без координации содержания с другими исследователями, хотя общая область изучения (методология исследования), очевидно, содержит в себе ядро, инвариант исследовательского подхода. Его не трудно выделить и согласовать между авторскими коллективами. Опираясь на это ядро, каждый  определит особенности, свойственные его объекту исследования. Не очевидно, что участники проекта, выбравшие это направление, согласовали такой инвариант.
Возникают и другие вопросы к программе.
Как нормировалось количество зачётных единиц на тот или иной модуль? Исходя из чего?
Какая связь между всеми модулями? Почему для разработки и поддержки выбирается именно такая тема, а не иная?
И вот ещё что. Дело в том, что педагого-практик (учитель, воспитатель) реализует педагогическую деятельность в определённых профессиональных формах и определённых профессиональных ситуациях, из рамок которых он выйти не может. Например, урок в нашей школе является основной формой организации образовательного процесса. Урок развивается, приобретает различные модификации благодаря, главным образом, педагогическому творчеству, но остаётся основой. Самого серьёзного подхода требуют вопросы организации воспитательной работы в современной школе. Надо учиться строить новые отношения и способы взаимодействия с родителями, семьёй. Та же учебная исследовательская работа школьников, её организация: невозможно академический опыт прямолинейно перенести в школу ни по отношению к школьнику, ни по отношению к педагогу. А как это сделать? Иначе говоря, есть базовые ситуации (функции и проч. — назвать можно, как угодно) профессиональной деятельности педагога, и  необходимо видеть, как новое знание, получаемое в результате инновационного исследовательского проекта по модернизации, будет адаптировано (или транслировано) в реальный образовательный процесс в школе. Как студент — будущий педагог готовится к использованию нового знания? Как он его привнесёт в реальную практику?
Мне кажется, педагогическая общественность имеет право на постановку таких вопросов. И если они возникают, значит, осуществлённые "новеллы" модернизации педагогического образования выглядят не очень убедительными.
Открытость к дискуссии, полнота информации о решениях в сфере образования необходимы не только педагогам. Вопросы образования обсуждаются в общественном транспорте и в магазине, между соседями и друзьями. Ими интересуют — люди. Значит, образование стало сферой большой публичной политики. Специалисты должны помогать людям разбираться в профессиональных вопросах.
 

Похожие статьи:

Cui prodest? Педагогическая политологияПод игом

ГлавшколаС чего начинается... всё?

Cui prodest? Педагогическая политологияКто и почему против министра Васильевой?

Cui prodest? Педагогическая политологияАндрей Фурсов. Тень вместо хозяина

НовостиГод на боевом посту идёт за два

Комментарии (2)
Галина Михеева # 7 ноября 2016 в 06:50 0
Хочется верить, что все-таки начались позитивные изменения в нашем "исчуженном" образовании, говоря словами Валентина Распутина. И теперь на высшем уровне будет по-настоящему проанализирована сложившаяся ситуация, а виновные не просто поменяют свои чиновничьи кресла, а будут публично привлечены к ответу и ответственности за полное разрушение образования. Очень хочется верить, что это удастся сделать новому министру российского образования! Бог в помощь!
http://ruspravda.info/Dushiteli-rossiyskogo-obrazovaniya-v-beshenstve-24252.html
Сергей Пимчев # 7 ноября 2016 в 09:19 0
Убедительный анализ. Названы имена. Правда, ещё не все.
Последние обсуждения на форуме
17 ноября 2024
Сергей Пимчев начинает тему «Узкоколейка начинается в головах» на форуме «Общий форум»
15 ноября 2024
Сергей Пимчев начинает тему «Деловая игра "Абхазия"» на форуме «Общий форум»
13 ноября 2024
Сергей Пимчев начинает тему «Чрезвычайная тренировка на базе школы» на форуме «Общий форум»
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.