Слово «саммит» означает встречу на высшем уровне и применяется оно, прежде всего, по отношению к встрече высокопоставленных политиков из разных стран. Следовательно, на саммите обсуждают важнейшие проблемы и задачи. Школа как социальный и культурный институт призвана решать базовые проблемы личности и общества в интересах развития, ради будущего. В том числе вопросы международных отношений - в открытом мире. Встреча школ разных стран в интересах педагогического стратегического партнёрства – чем не саммит?
Именно с этой целью встретились педагоги и школьники России и Польши. Педагогический саммит Россия-Польша состоялся 29 января 2016 г. в Речицкой школе, на земле древней Гжели – всемирно известном регионе традиционного народного художественного промысла, расположенного в 40-50 км. на юго-восток от Москвы по Егорьевскому шоссе.
Специально в Гжель, в Речицкую школу приехали из Варшавы директор Интеграционной гимназии № 22 Лилла Фота-Гедз (Lilla Fota-Giedz) и учитель русского языка Михал Варых (Michał Warych).
Каждая школа в Польше названа в честь какого-либо известного общественного, государственного деятеля, писателя, музыканта, поэта, или, как говорят в Польше, патрона. Патроном варшавской гимназии № 22 является генерал Пётр Шембек. Первую и полную информацию о Гимназии можно получить на её официальном сайте http://www.gimnazjum22.waw.pl
Надо сказать, у всех польских школ яркие и отличительные сайты, которые интересно изучать, даже не зная польского языка, хотя родство между славянскими языками позволяет многое понять. Разумеется, я заинтересовался биографией генерала Шембека, которая, как и биографии патронов других школ, размещена на гимназическом сайте.
Генерал Пётр Шембек
Генерал Пётр Шембек родился в 1788 г. в Варшаве. Окончил Военную академию в Берлине. Служил капитаном в войсках Княжества Варшавского и Королевства Польского. Принял участие в походе в Россию в 1812 г. Играл значительную роль в восстании 1830-1831 гг., являясь, в частности, в 1830 г. военным губернатором Варшавы. В 1813 г. женился на Fryderyką Becu de Tavernier, у них родился сын Александр Шембек, ставший графом. Пётр Шембек в звании генерала командовал пехотной дивизией. Современники отмечали его патриотизм и отвагу, производившую огромное впечатление на людей. Именем генерала Шембека названа площадь в Варшаве, близ которой находится Гимназия.
Биография генерала раскрывает нам польский национальный характер и польского героя. Генерал участвовал в военной кампании 1812 г. на стороне Великой Армии Наполеона. Ему было в тот момент 24 года – многие молодые поляки, чьё национальное чувство ущемлялось разделом Польши во времена Екатерины II, стали активной опорой для французского императора. Тот прямо обратился к ним за помощью, обещая восстановить государственную независимость и целостность Польши. Однако, вспомним, что Наполеон и русским крестьянам обещал отменить крепостное право, но не пошёл на это. Сомневаюсь, что славянская Польша стала бы исключением. Что касается раздела Польши, то все русские императоры после Екатерины II относились к нему отрицательно, потому что оно имело следствием постоянные волнения и восстания. Но, к сожалению, не только Россия была игроком на европейском политическом театре… Мы надеемся, что нам удастся ближе познакомиться с судьбой неординарной личности. Ведь современный мир как раз испытывает дефицит именно в личностях, способных принять решительное и деятельное участие в судьбе и во имя интересов своего народа и мира. Кстати говоря, сами поляки творчески осмысливали жизненный путь того поколения. Например, в 1965 г. ему посвятил свой фильм «Пепел» Анжей Вайда.
Даниэль Ольбрыхский и Пола Ракса в фильме «Пепел» (Польша, 1965 г.)
Современный композитор Збигнев Словик написал мелодичный и выразительный «Марш Шембека», размещённый на сайте Гимназии.
О школьном сайте можно сказать специально. Помимо официальной информации (необходимой для организации образовательного процесса и для родителей) он содержит культурно-исторические сведения. Благодаря им мы входим в особенный мир местной культуры, которая на педагогическом языке может быть названа образовательной средой, неповторимой для каждой школы (или её отсутствием). Воспитывает – именно она, а создают её именно окружающие люди и события и на протяжении длительного времени. Школа – не комбинат образовательных услуг, а живая ткань человеческих отношений, через которую История просачивается в Будущее, формируя его облик.
… День начинался гололёдом. Люди опасливо скользили, переходя перекрёсток. Встретив польских гостей на Выхино, мы ехали в Гжель на машине, пробираясь окольными путями через утренние московские пробки. Вместе с Володей (Владимир Владимирович Блохин, заведующий кафедрой, профессор Российского университета дружбы народов) расспрашивали Лиллу и Михала о Польше, Варшаве, Гимназии, рассказывая в ответ о России, Москве, Гжели. В течение часа, казалось, успели поговорить обо всём: о Москве, Петербурге и Варшаве, о национальных отношениях и монгольском нашествии, о реформах образования и международной обстановке. Одно нас не интересовало совершенно точно – это правительственные чиновники, которые вбивают политические клинья между Польшей и Россией. Что касается нас, то этого у них не выходит никак. Открытое чувство симпатии и глубокого взаимного уважения нам хотелось бы укрепить у наших педагогов и школьников.
Наконец, подъехали к школьному крыльцу. В Речицкой школе, по русскому обычаю, дружно встречали хлебом-солью, горячим чаем и свежеиспечёнными ватрушками. Наталия Васильевна Гребенникова – не только директор школы, но и гостеприимная хозяйка. Разговор продолжился в кабинете директора. К нему скоро присоединились Председатель Комитета по образованию Раменского района Наталья Александровна Асеева, Глава сельского поселения Гжельское Галина Николаевна Голинкова и Генеральный директор компании «Керамика Гжели» Сергей Александрович Акентьев. Это люди, которые материально, морально и организационно поддерживают педагогический коллектив Речицкой школы в педагогическом поиске.
Наталья Александровна Асеева и Галина Николаевна Голинкова
Знакомство со школой началось с гжельской песни. В холле первого этажа для гостей её исполнял детский хор школы под управлением учителя начальных классов Татьяны Николаевны Базаркиной.
Детский хор песней встречает гостей
На других этажах все мы, а также пришедшие педагоги соседних школ могли познакомиться с художественным творчеством учащихся. У стены на переменке столпилась группа первоклассников, с любопытством наблюдая за иностранными гостями.
— К нам приехали учителя из Польши, из Варшавы. Знаете, что такое Варшава? – спросил их.
Нерешительное молчание в ответ.
— Варшава – это столица Польши. Что такое столица? – продолжил я.
Опять заробели, кажется.
— Москва – это какая столица?
— России, — раздался дружный ответ.
— Вот, и Варшава – столица страны Польши.
Я обратил внимание Лиллы и Михала на одну из картин — Анастасии Селезнёвой. В машине у нас зашёл разговор о различии между Санкт-Петербургом и Ленинградом. Каждое из названий одного города несёт в себе собственную историю. Блокада города немецко-фашистскими войсками – это блокада, разумеется, Ленинградская, и подвиг – ленинградцев.
Анастасия Селезнёва. Салют в честь снятия блокады Ленинграда
Центральным событием педагогического дня стал российско-польский международный открытый урок «Мост дружбы» в 7 классе. Начала его учитель русского языка Светлана Николаевна Ригина. Основное содержание урока она построила на связях между польским и русским языками, польской и русской культурой. В этом она опиралась на музыку Фредерика Шопена и литературное творчество Януша Корчака. Интересны были задания на основе языковой догадки. Например, она попросила Михала прочесть на польском языке предложенный текст, а ребят – после прослушивания передать основной смысл. И ребята не только поняли, что текст – об их родной Гжели, но и раскрыли его детали.
Михал Варых перенял педагогическую эстафету у Светланы Николаевны. Он провёл урок по теме «Первый урок польского языка». Автор таким образом организовал структуру урока. Сначала он предлагал ребятам отвечать на простые вопросы теста, касающихся общих сведений о Польше, а после этого, комментируя, как бы между делом, приводил интересные факты, сведения, наблюдения. Например, мне не было известно, что приют Януша Корчака в Варшаве был разрушен фашистами, а теперь на его месте высится построенный советскими строителями в подарок Польше Дворец культуры и науки – 8-я «сталинская высотка» (семь таких высоток – в Москве) – самое высокое здание в Польше. Так, постепенно, связывая с личным опытом и личными наблюдениями ребят, педагог подвёл их к языку. Во второй части урока они познакомились с первыми для себя польскими словами и фразами, а также некоторыми особенностями польского произношения.
Оба педагога продемонстрировали блестящее владение аудиторией, творческий замысел, методически точно продуманную реализацию.
Михал прекрасно владеет русским языком, стиль его педагогического общения отличается открытостью, доверительностью и тонким юмором.
Лилла на уроке ему ассистировала, подходя к каждой парте, чтобы помочь выполнить задание.
Дальше нас пригласили в педагогическую гостиную учитель русского языка Ольга Евгеньевна Серова с коллегами и учениками. Тема: «И жизнь, и слёзы, и любовь…». Мы познакомились с выразительным чтением и театрализацией отрывков из лучших произведений русской классической литературы. Зажжённые свечи, слегка задёрнутые занавески, подобранный визуальный ряд… Проникновенная игра актёров… Хотелось слушать ещё и ещё Пушкина, Есенина, Юлию Друнину… И ещё хотелось, чтобы это обязательно услышали и увидели польские гимназисты, узнали – именно такую Россию.
В актовом зале уже собрались педагоги и школьники Речицкой школы. Во время официальной части запланировано торжественное подписание протокола о намерениях между Речицкой школой и Гимназией № 22.
Лучшее начало для хорошего важного дела — танец и песня.
Педагогическому и школьному коллективу официально представили польских гостей. Директор Речицкой школы Н.В. Гребенникова, Глава поселения Гжельское Г.Н. Голинкова рассказали аудитории о цели визита, актуальности и направлениях сотрудничества между Речицкой школой и Гимназией № 22.
Выступает Г.Н. Голинкова
С приветственным словом к собравшимся обратилась Лилла Фота-Гедз
Обмен подарками
И вот наступает самый торжественный момент — подписание документов о сотрудничестве.
Н.В. Гребенникова и Л. Фота-Гедз
Речицкие школьники задали гостям вопросы о Гимназии и Польше, о системе образования страны.
Общая фотография на память
Современные женщины-руководители
Завершала программу дня экскурсия на одно из предприятий гжельского промысла фирму «Газ-коннект». В ходе экскурсии польские гости познакомились в музее Гжели с историей народного промысла, а в производственных цехах — с технологией современного производства.
День подошёл к концу. Он был таким насыщенным, что, казалось, его начало было не утром, а гораздо раньше. Но законы вселенной неумолимы. Темнеет. Солнце заходит в облака.
Завтра настанет новый день. Начатое — продолжится. Будут гололёд и перекрёстки, но уже по-другому. Блестяще организованный и проведённый педагогический саммит в Гжели открывает новые возможности для российских и польских школьников и педагогов.
Видеоматериалы визита доступны в Сети:
Урок, часть 1 http://www.youtube.com/watch?v=pvnPLRnbw4o
Урок, часть 2 https://youtu.be/yy0xzuSMmU8
https://youtu.be/Qz0xYUihA-s
Репортаж Раменского телевидения:
http://www.ramtv.ru/viewnews.php?date=01.02.2016&n=2
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Освободить нельзя давить
Cui prodest? Педагогическая политология → Товарищ Василий правильно сказал насчёт "модернизации" школы!
Cui prodest? Педагогическая политология → Медаль "За выдающиеся заблуждения". ЕГЭ
Cui prodest? Педагогическая политология → "Напёрсточник" как универсальная компетенция
Парта. Воспитание в обществе и школе → Образование как жёсткая "мягкая сила"