Я тоже помню эту лекцию, которую вспоминают все студенты, кто учился у профессора истфака МГПИ им. В.И. Ленина (ныне: МПГУ) А.Г. Кузьмина. "Между двуми крайностями лежит не истина. Между ними лежит проблема". Это его слова.
Это был первый урок науки, которой позже я стал заниматься профессионально. И каждый раз убеждался в истине: нет проблемы — нет исследования. Наличе проблемы — первый и самый важный признак научной работы. Если в научной монографии или статье не формулируется проблемы, их можно не читать.
Я помню вопрос Аполлона Григорьевича, ставший для меня личным до сих пор: "Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского носит личный характер или общественный?". Я ошибся в ответе. Меня никто не "размазывал". Профессор А.Г. Кузьмин оттолкнулся от моей ошибки, начал рассуждать. Тень Грозного и сейчас не даёт некоторым покоя. Так, пожалуй, моя первая самостоятельная исследовательская работа по истории стала для меня уроком: историческим и педагогическим. Возможно, я ещё вернусь к этой теме и сделаю работу над ошибками уже на другом уровне.
Сергей Перевезенцев сделал большой очерк о своём Учителе А. Г. Кузьмине. 8 сентября — день рождения Учителя. Очерк размещён на сайте МПГУ: http://mpgu.su/novosti/vspominaya-uchiteley-a-g-kuzmin/#comment-12428
Надеюсь, у автора будет возможность создать биографическую книгу. Уверен, в ней много будет тем и исторических, и педагогических. И Аполлон Григорьевич Кузьмин откроется для нас как педагог. Ведь его ученики с этого самого курса, для которого он стал "классным папой", добились выдающихся результатов в жизни.
Предлагаю в этот день, 8 сентября, ежегодно в знаменитой исторической Девятой аудитории МПГУ для всех студентов-первокурсников, назависимо от факультета и даже учебного заведения, читать "Кузьминскую лекцию" по актуальной проблеме развития и познания России.
Похожие статьи:
Главшкола → Таинственный человек, или Как изучать законы жизни?
Пикейные жилеты считают → Олег Меньшиков. Для людей
Прогностика. Образование для будущего → Александр Снегуров. Наши конкурентные педагогические преимущества
Авторский урок "haute couture" → Дано ли нам "предугадать, как Слово наше отзовётся?", или Как сказать на уроке о самом Главном
Новости → Как спасал подростков Антон Макаренко