Определить проблему, причём сделать это корректно, грамотно, при разработке программы развития, стратегии деятельности, проекта не так просто, как может показаться. Ведь если определить проблему неправильно, а затем решать её, можно... наплодить дополнительные трудности. Приведу пример из классики. То, что Толстой называет "основополагающей причиной", и есть проблема. Можно только поправить автора.
Дело в том, что под проблемой мы понимает недостаток или отсутствие чего-то, причём самого главного. Поэтому применительно к примеру Толстого "основополагающей причиной" можно назвать не сам пар, но "отсутствие пара". Это и будет проблема.
Пар и есть пар. Когда он есть, проблемы нет. Когда он отсутствует - проблема. Так определяем.
Важно, что проблема не является затруднением, которое вы обнаружили сразу. Проблему нужно - выявлять в процессе анализа. Погружаться в глубину. С другой стороны, в глубину можно погружаться до бесконечности - в поиске проблемы. Нужно на каком-то уровне остановиться. Главным критерием остановки является такой фактор: вы лично можете повлиять на решение проблемы? Если нет, то это не ваша проблема.
Лев Николаевич Толстой. Война и мир
(Эпилог. - Ч. 2. - Гл. III)
Идет паровоз. Спрашивается, отчего он движется?
Мужик говорит: это черт движет его. Другой говорит, что паровоз идет оттого, что в нем движутся колеса. Третий утверждает, что причина движения заключается в дыме, относимом ветром.
Мужик неопровержим. Для того чтобы его опровергнуть, надо, чтобы кто-нибудь доказал ему, что нет черта, или чтобы другой мужик объяснил, что не черт, а немец движет паровоз. Только тогда из противоречий они увидят, что они оба не правы. Но тот, который говорит, что причина есть движение колес, сам себя опровергает, ибо, если он вступил на почву анализа, он должен идти дальше и дальше: он должен объяснить причину движения колес. И до тех пор, пока он не придет к последней причине движения паровоза, к сжатому в паровике пару, он не будет иметь права остановиться в отыскивании причины. Тот же, который объяснял движение паровоза относимым назад дымом, заметив, что объяснение о колесах не дает причины, взял первый попавшийся признак и, с своей стороны, выдал его за причину.
Единственное понятие, которое может объяснить движение паровоза, есть понятие силы, равной видимому движению.
Похожие статьи:
Главшкола → Стратегическая игра. Модель Жукова
Прогностика. Образование для будущего → Госсовет.пед
Новости → Послание не к Римлянам
Пикейные жилеты считают → Яков Кедми о Турции военной за 12 минут
Cui prodest? Педагогическая политология → По встречной полосе