ГлавнаяСтатьиГлавшколаСтратегическая игра. Модель Жукова
Разделы статей

Стратегическая игра. Модель Жукова

2 октября 2020 - Сергей Пимчев
Стратегическая игра. Модель Жукова
В небольшом отрывке наглядно раскрыты стратегические методы маршала Георгия Константиновича Жукова. Речь идёт о крупном танковом сражении с немцами сразу в первые дни войны - в июне 1941-го.

Николай Яковлев. Жуков (1992).
(отрывок)

По плану "Барбаросса" германской группе армий "Юг" предписывалось "уничтожить русские войска, находящиеся на Украине, еще до выхода последних к Днепру. С этой целью главный удар наносится из района Люблин в общем направлении на Киев". Во исполнение этого плана, мощная 1-я танковая группа Клейста, пробив 50-километровую брешь, катилась на восток. Жуков и командующий фронтом генерал-полковник М. П. Кирпонос решили нанести контрудар по обоим флангам врага с севера и юга на первый случай силами четырех механизированных корпусов.
   С 23 июня в районе Луцк - Броды - Ровно неделю полыхало встречное танковое сражение, в которое с обеих сторон втянулось больше тысячи танков. Жуков, выезжавший в штабы корпусов, по его словам, "вспомнил славную 11-ю танковую бригаду, ее командира - отважного комбрига М.П. Яковлева, и то. как они громили противника в 1939 году у горы Баин-Цаган на Халхин-Голе. Да, эти люди будут драться не хуже". Они дрались не хуже, но обстановка была иной.
   На нас внезапно навалилась гремящая гадина - вооруженные до зубов, отлично обученные танковые дивизии, укомплектованные молодыми убийцами, напичканными дремучим фашистским бредом о расовом "превосходстве". Хотя наступавшая группа германских войск превосходила по силам то. что могли поспешно собрать и бросить против нее Жуков и Кирпонос, под натиском наших танкистов она остановилась, а кое-где и попятилась. Понеслись просьбы о помощи высшему командованию вермахта, ряд немецких дивизий был повернут против наших механизированных корпусов. На пополнение Клейсту пришли сотни танков! Гальдер, занимавший пост, аналогичный посту Г.К. Жукова, начальника Генерального штаба по ту сторону фронта, отмечает в дневнике 26 июня: "У противника, действующего против группы армий "Юг", отмечается твердое и энергичное руководство. Противник все время подтягивает из глубины новые, свежие силы против нашего танкового клина". Указав на "значительные потери" гитлеровских войск, он неожиданно заканчивает:
   "Будем уповать на бога". На следующий день он записывает: "...русское командование на Украине (следует отдать ему должное) действует хорошо и энергично".
   Так писал Гадьдер уже в первые дни войны о сражении, управление которым осуществляли Кирпонос и Жуков как представитель Ставки Главного Командования. Ему приходилось направлять, поправлять и рекомендовать по самым разнообразным вопросам. А они были порой неожиданными для кадрового военного, во всяком случае, теоретически не входили в компетенцию генерала армий. В ответ, например, на утверждение одного из командующих, что тяжелые Танки КВ со 152-миллиметровыми орудиями .стоят без снарядов, Жуков разъясняет: "152-миллиметровые орудия КВ стреляют снарядами 09 - 30 гг., поэтому прикажите немедля выдать бетонобойные снаряды 09 - 30 гг. и пустить их в ход. -Будете лупить танки противника вовсю". Приходилось вмешиваться даже в подбор боеприпасов к орудиям!
  В этом исполинском приграничном танковом сражении враг нередко терпел поражения и нес урон в ожесточенных схватках. Обстановка стремительно менялась, иной раз гитлеровцы, пришедшие победителями из Европы, бежали от советских танков на десятки километров.
  Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник танковых войск В.С Архипов в то время был капитаном, командиром разведывательного батальона танковой дивизии. С наступлением темноты его танкисты обрушились на вражескую колонну. В эту огненную ночь наши танкисты расстреляли и раздавили множество вражеских машин и легких танке".
    Рассвело. Броня советских танков Т-34 почернела от сажи. Архипову доложили, что "раненый немецкий офицер-танкист просит позвать "руссиш командир". Он был очень плох, говорил как в бреду. Он сказал, что русский танкист таранил его танк. А сороковой год во Франции - разве это война? Он видел русскую пехоту под Сокалем. Как она шла в штыковую атаку! Вот это война! Так он говорил, а переводчик пересказывал нам, и било немного странно слушать этот панегирик из уст умирающего врага на раннем июньском рассвете, в чаду горящих бензовозов".
     В этих боях было захвачено немало пленных. "Пленные, - заканчивает Архипов, - как правило, спешили заявить, что не принадлежат к национал-социалистам, и очень охотно давали показания. Подобное психологическое состояние гитлеровских войск, подавленность и панику наблюдать мне довелось очень и очень не скоро - только после Сталинграда и Курской битвы". Таковы были первые последствия контрудара, подготовленного с участием Жукова, для настроения гитлеровских вояк.
   Баграмян вспоминает об одной из встреч с Жуковым, только что вернувшимся из войск в эти неве- селые дни: "Начальник Генерального штаба был хмур. Он молча кивнул в ответ на мое приветствие; из разговора я понял, что Жуков считает действия командования фронта недостаточно энергичными и целеустремленными. По его словам, много времени уделяется решению второстепенных задач и слишком медленно идет сосредоточение корпусов. А нужно определить главную опасность и против нее сосредоточить основные усилия. Такой главной угрозой являются танковые и моторизованные группировки противника, глубоко вклинившиеся в глубь нашей обороны. Поэтому основные силы фронта при поддержке всей авиации должны быть брошены именно на эти направления. Только так можно добиться .перелома в ходе пограничного сражения".
     Но перелома не случилось, хромало взаимодействие и управление войск, подводила связь, неважно была организована разведка. Жуков надеялся выправить положение. Его кипучую деятельность прервал 26 июня вызов в Москву. Сталин просил немедленно вернуться - "на Западном фронте сложилась тяжелая обстановка. Противник подошел к Минску". Когда в этот день он вылетал в Москву, враг так и не добился оперативного прорыва советского фронта. Это случилось уже 28 июня.
     Впоследствии, возвращаясь к этим дням, Г.К. Жуков требовал от историков "детально разобрать" это сражение; ибо "в результате именно этих действий наших войск на Украине был сорван в самом начале вражеский план стремительного прорыва к Киеву".
 

Похожие статьи:

Прогностика. Образование для будущегоГоссовет.пед

ГлавшколаСохранил силы для решающего рывка

Пикейные жилеты считаютЯков Кедми о Турции военной за 12 минут

Cui prodest? Педагогическая политологияПо встречной полосе

НовостиПослание не к Римлянам

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.