Ярослав Кузьминов — ректор Высшей школы экономики. Он обычно держится в тени, являясь, на самом деле, одним из идеологов образовательной политики в России. Например, в Москве (для школ) она проявилась в чистом виде, поскольку и мэр Собянин, и руководитель Департамента образования Калина — убеждённые последователи этого идейного направления, которое условно именуется у нас "западниками" или "либералами". Ко всему прочему, Вышка стала разработчиком программы развития образования в Москве на начальном этапе Собянина и Калины. По этой программе и живёт московская школа с 2012 г. Чтобы адекватно оценить её плоды, для этого, очевидно, недостаточно заявлений чиновников и разработчиков, а нужно пообщаться с родителями, учителями и, конечно, самими школьниками. Впрочем, их мнение "демократами" от образования не очень учитывается, а если быть точным, то очень не учитывается. Мнение людей ими чаще всего относится к "издержкам производства".
К "издержкам производства" (читай: "прогрессивных образовательных реформ" или "модернизации образования") относятся и другие важные вопросы, которые Я. Кузьминов в интервью ведущему В. Познеру обозначает очень дипломатично, а симпозант Познер эти вопросы либо не очень понимает (что маловероятно), либо сознательно не обнажает и не обостряет (что скорее всего). Получается, в общем, гладко и пресно. Но для взгляда критического, вдумчивого, заинтересованного, а также с педагогическим опытом — сказано очень много, особенно если иметь в виду, что маленькие города в Сибири бывают совсем разные: как говорится, А и Б сидели на трубе — А упала, Б пропала, кто остался на "трубе"?
Выпуск 14.10.2019:
https://www.1tv.ru/shows/pozner
P.S. 1. Что касается заявленной программы "Учитель для России", поинтересуйтесь оценками в социальных сетях. Самая первая ассоциация у меня, например, связана с народничеством. Ускоренным путём, причём на средства государственного банка, формируется то, что, с внешней точки зрения, может быть названо "общественным педагогическим движением". Будет ли это движение — когда оформится и окрепнет — заниматься политической деятельностью, и если да, то насколько радикальным может быть его поведение в условиях политического кризиса, покажет недалёкое будущее. История "демократического движения" в СССР в 80-е годы продемонстрировала его политические цели и готовность идти на радикальные действия. Благотворительность Сбербанка и Вышки меня не убеждает.
2. Развитие революционного движения в России накануне революций начала 20 века прошло свои этапы, и они хорошо изучены советской исторической наукой — их содержание, участники, методы, включая самые крайние. Из истории революционного движения в России также известно, что в его финансировании принимали участие известные предприниматели. Так было. Было так. Как будет сейчас? В "общественном педагогическом движении", с точки зрения политической, можно видеть не только "общегуманитарную" акцию, но интеллектуальную и психологическую подготовку социальной базы для будущих политических программ. Таким же образом действовал и действует Сорос. Общественные, причём именно педагогические, взгляды г-на Грефа, граничащие с классовой сегрегацией, известны: он публично проговорился на СПб форуме. Это заявление относится к политической программе спонсора проекта "Учитель для России"?
3. Пора бы уже отчитываться о проделанной работе. Однако, как это часто бывает, вместо отчёта — новые проекты.
4. Например, одно время Вышкой активно рекламировался школьный проект в московском районе Некрасовка. Что с результатами? В интервью об этом ничего нет, а было бы уместно.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Под игом
Новости → Год на боевом посту идёт за два
Главшкола → С чего начинается... всё?
Cui prodest? Педагогическая политология → Андрей Фурсов. Тень вместо хозяина
Новости → Кто ровнее?