МИА "Россия сегодня" опубликовала интервью с основателем мирового Шанхайского рейтинга университетов профессором Шанхайского университета Нянь Шай Лю:
http://ria.ru/abitura_world/20150815/1183594791.html
Поскольку такого рода методы деятельности (речь идёт о рейтинге) — явление глобализации образования (и не только образования), которое затрагивает напрямую условия профессиональной деятельности педагога и средней, и высшей школы (например, при аттестации или конкурсе), то полезно разобраться с подходами, установками и методикой подсчёта их авторов.
На мой взгляд, рейтинг как управленческий инструмент имеет ограниченное, техническое значение, но его делают стратегически всеобщим, чрезмерным даже по отношению к его реальным измерительным возможностям, совсем по иным мотивам. Это тоже требуется ясно понять, чтобы не быть объектом манипуляции. Например, тот же Шанхайский рейтинг может использоваться для продвижения бренда Шанхайского университета. Китайский профессор даёт советы российским университетам, как подняться в рейтинге, между тем, МГУ им. М.В. Ломоносова вошёл в первую мировую сотню, а сам Шанхайский унивнрситет нет. Почему бы МГУ не предложить "Ломоносовский рейтинг лучших мировых университетов"?
Я уже не говорю о том, что глобальный рейтинг вынужденно игнорирует особенности национального развития той или иной страны или группы стран. При этом имеется в виду не ярмарки или этнические фестивали (что замечательно само по себе!), а кореннные потребности и нужды экономического, социального, политического, культурного развития страны на данном этапе и в перспективе, которые для сферы образования выступают факторами прогнозного фона и требуют тщательного и комплексного, системного педагогического анализа. А они, эти потребности, носят индивидуальный характер, как имеет свои особенности каждое человеческое лицо или, в целом, личность. Рейтинг это абсолютно игнорирует, допуская тем самым (его авторами) глубокую методологическую ошибку (если это делается неосознанно).
Но беда, в конце концов, не в рейтинге, а в том, что некоторые наши топ-менеджеры от образования, "задрав штаны" бегут за поманившим их пальчиком.
Если только кому-то это выгодно...
Похожие статьи:
Главшкола → Московский международный рейтинг университетов