Когда потомки отдают дань памяти известному общественному деятелю, то это не только человеческий долг. Это и демонстрация приверженности ценностям и взглядам человека, обеспечение преемственности культурного развития.
15-16 октября 2015 г. в Институте стратегии развития образования РАО проходила конференция, посвящённая 115-летию Михаила Николаевича Скаткина (1900-1991 гг.). Его имя известно каждому студенту педагогического университета, поскольку труды по дидактике М.Н. Скаткина входят в список для обязательного прочтения. Он, вместе со своими ближайшими коллегами, является автором фундаментальной теории четырёхчленной структуры содержания образования — ведущей концепции советской школы. Я ни разу не слышал, чтобы кто-то подверг эту концепцию критике, хотя в наши дни даже чёрную кошку находят в тёмной комнате. Однако сейчас концепция подвергнута фактическому отрицанию. Забвению умолчанием. Вместо неё явочным порядком внедрена концепция т.н. "компетенций" — импортный продукт зарубежных "образовательных революций". В таком социально-политическом контексте публичное чествование имени великого педагога можно понять как знак, поданный научным сообществом того самого института, где Михаил Николаевич трудился до конца своих дней (тогда тот назывался Институтом общей педагогики АПН СССР и был теоретико-методологическим лидером педагогической Академии). Я надеюсь, что, наконец, внутренняя политика станет продолжением внешней только иными средствами, мы избежим рискованного раздвоения личности, "импортозамещение" придёт в сферу образования. А точнее, восстановятся педагогические модели, доказавшие свою эффективность.
М.Н. Скаткин стоял у истоков отечественной школы педагогической прогностики, теории "школы будущего". В частности, как итог его размышлений на эту тему в 1974 г. вышла книга "О школе будущего". Сама дидактика Скаткина построена на прогностическом основании. На днях на семинаре в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ проектная группа педагогов одной из московских школ представляла проект по теме профессионального самоопределения школьников в современных условиях. В проекте одним из аспектов педагогического анализа стала необходимость учёта внешних социальных факторов. Но вопрос, как это сделать, вызывал у коллег затруднения. Именно в этом случае помогла бы разобраться книга М.Н. Скаткина "Проблемы современной дидактики", написанная в начале 80-х годов прошлого века. Эту книгу я порекомендовал авторам проекта:
http://pedlib.ru/Books/3/0167/3_0167-1.shtml
Для многих топ-менеджеров характерно снобистское отношение к классическому наследию, которое, по их мнению, "устарело". Право на такое утверждение им даёт модный галстук. Не более того.
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Новости → К 115-летию со дня рождения Михаила Николаевича Скаткина (1900-1991 гг.)
Прогностика. Образование для будущего → Педагог и прогностика
Прогностика. Образование для будущего → Прогностическая культура учителя: сокровенный человек versus граммофон?
Прогностика. Образование для будущего → Возвращение к Дому, или Судьба человека и школа