ГлавнаяНовостиПедагогический саммит Россия–Польша в Гжели
Разделы статей

           Добро пожаловать!

Мы рады приветствовать Вас на страницах педагогического портала "Куна"!
Педагогический портал призван объединить педагогическое сообщество, обеспечить обмен мнениями и дать возможность заявить о себе каждому педагогу.
После регистрации Вам станут доступны все функции сайта: Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

Педагогический саммит Россия–Польша в Гжели

31 января 2016 - Сергей Пимчев
Педагогический саммит Россия–Польша в Гжели
Слово «саммит» означает встречу на высшем уровне и применяется оно, прежде всего, по отношению к встрече высокопоставленных политиков из разных стран. Следовательно, на саммите обсуждают важнейшие проблемы и задачи. Школа как социальный и культурный институт призвана решать базовые проблемы личности и общества в интересах развития, ради будущего. В том числе вопросы международных отношений -  в открытом мире. Встреча школ разных стран в интересах педагогического стратегического партнёрства – чем не саммит?
Именно с этой целью встретились педагоги и школьники России и Польши. Педагогический саммит Россия-Польша состоялся 29 января 2016 г. в Речицкой школе, на земле древней Гжели – всемирно известном регионе традиционного народного художественного промысла, расположенного в 40-50 км. на юго-восток от Москвы по Егорьевскому шоссе.
 

Специально в Гжель, в Речицкую школу приехали из Варшавы директор Интеграционной гимназии № 22 Лилла Фота-Гедз (Lilla Fota-Giedz) и учитель русского языка Михал Варых (Michał Warych).
 

Каждая школа в Польше названа в честь какого-либо известного общественного, государственного деятеля, писателя, музыканта, поэта, или, как говорят в Польше, патрона. Патроном варшавской гимназии № 22 является генерал Пётр Шембек. Первую и полную информацию о Гимназии можно получить на её официальном сайте http://www.gimnazjum22.waw.pl
Надо сказать, у всех польских школ яркие и отличительные сайты, которые интересно изучать, даже не зная польского языка, хотя родство между славянскими языками позволяет многое понять. Разумеется, я заинтересовался биографией генерала Шембека, которая, как и биографии патронов других школ, размещена на гимназическом сайте.
 
 
Генерал Пётр Шембек

Генерал Пётр Шембек родился в 1788 г. в Варшаве. Окончил Военную академию в Берлине. Служил капитаном в войсках Княжества Варшавского и Королевства Польского. Принял участие в походе в Россию в 1812 г. Играл значительную роль в восстании 1830-1831 гг., являясь, в частности, в 1830 г. военным губернатором Варшавы. В 1813 г. женился на Fryderyką Becu de Tavernier, у них родился сын Александр Шембек, ставший графом. Пётр Шембек в звании генерала командовал пехотной дивизией. Современники отмечали его патриотизм и отвагу, производившую огромное впечатление на людей. Именем генерала Шембека названа площадь в Варшаве, близ которой находится Гимназия.
Биография генерала раскрывает нам польский национальный характер и польского героя. Генерал участвовал в военной кампании 1812 г. на стороне Великой Армии Наполеона. Ему было в тот момент 24 года – многие молодые поляки, чьё национальное чувство ущемлялось разделом Польши во времена Екатерины II, стали активной опорой для французского императора. Тот прямо обратился к ним за помощью, обещая восстановить государственную независимость и целостность Польши. Однако, вспомним, что Наполеон и русским крестьянам обещал отменить крепостное право, но не пошёл на это. Сомневаюсь, что славянская Польша стала бы исключением. Что касается раздела Польши, то все русские императоры после Екатерины II относились к нему отрицательно, потому что оно имело следствием постоянные волнения и восстания. Но, к сожалению, не только Россия была игроком на европейском политическом театре… Мы надеемся, что нам удастся ближе познакомиться с судьбой неординарной личности. Ведь современный мир как раз испытывает дефицит именно в личностях, способных принять решительное и деятельное участие в судьбе и во имя интересов своего народа и мира. Кстати говоря, сами поляки творчески осмысливали жизненный путь того поколения. Например, в 1965 г. ему посвятил свой фильм «Пепел» Анжей Вайда.
 
 
Даниэль Ольбрыхский и Пола Ракса в фильме «Пепел» (Польша, 1965 г.)

Современный композитор Збигнев Словик написал мелодичный и выразительный «Марш Шембека», размещённый на сайте Гимназии.
О школьном сайте можно сказать специально. Помимо официальной информации (необходимой для организации образовательного процесса и для родителей) он содержит культурно-исторические сведения. Благодаря им мы входим в особенный мир местной культуры, которая на педагогическом языке может быть названа образовательной средой, неповторимой для каждой школы (или её отсутствием). Воспитывает – именно она, а создают её именно окружающие люди и события и на протяжении длительного времени. Школа – не комбинат образовательных услуг, а живая ткань человеческих отношений, через которую История просачивается в Будущее, формируя его облик.
… День начинался гололёдом. Люди опасливо скользили, переходя перекрёсток. Встретив польских гостей на Выхино, мы ехали в Гжель на машине, пробираясь окольными путями через утренние московские пробки. Вместе с Володей (Владимир Владимирович Блохин, заведующий кафедрой, профессор Российского университета дружбы народов) расспрашивали Лиллу и Михала о Польше, Варшаве, Гимназии, рассказывая в ответ о России, Москве, Гжели. В течение часа, казалось, успели поговорить обо всём: о Москве, Петербурге и Варшаве, о национальных отношениях и монгольском нашествии, о реформах образования и международной обстановке. Одно нас не интересовало совершенно точно – это правительственные чиновники, которые вбивают политические клинья между Польшей и Россией. Что касается нас, то этого у них не выходит никак. Открытое чувство симпатии и глубокого взаимного уважения нам хотелось бы укрепить у наших педагогов и школьников.
Наконец, подъехали к школьному крыльцу. В Речицкой школе, по русскому обычаю, дружно встречали хлебом-солью, горячим чаем и свежеиспечёнными ватрушками. Наталия Васильевна Гребенникова – не только директор школы, но и гостеприимная хозяйка. Разговор продолжился в кабинете директора. К нему скоро присоединились Председатель Комитета по образованию Раменского района Наталья Александровна Асеева, Глава сельского поселения Гжельское Галина Николаевна Голинкова и Генеральный директор компании «Керамика Гжели» Сергей Александрович Акентьев. Это люди, которые материально, морально и организационно поддерживают педагогический коллектив Речицкой школы в педагогическом поиске.
 
  
Наталья Александровна Асеева и Галина Николаевна Голинкова

Знакомство со школой началось с гжельской песни. В холле первого этажа для гостей её исполнял детский хор школы под управлением учителя начальных классов Татьяны Николаевны Базаркиной.
 
 

 
Детский хор песней встречает гостей

На других этажах все мы, а также пришедшие педагоги соседних школ могли познакомиться с художественным творчеством учащихся. У стены на переменке столпилась группа первоклассников, с любопытством наблюдая за иностранными гостями.
— К нам приехали учителя из Польши, из Варшавы. Знаете, что такое Варшава? – спросил их.
Нерешительное молчание в ответ.
— Варшава – это столица Польши. Что такое столица? – продолжил я.
Опять заробели, кажется.
— Москва – это какая столица?
— России, — раздался дружный ответ.
— Вот, и Варшава – столица страны Польши.
 
  

 
Разговор с автором картины

Я обратил внимание Лиллы и Михала на одну из картин — Анастасии Селезнёвой. В машине у нас зашёл разговор о различии между Санкт-Петербургом и Ленинградом. Каждое из названий одного города несёт в себе собственную историю. Блокада города немецко-фашистскими войсками – это блокада, разумеется, Ленинградская, и подвиг – ленинградцев.
 

Анастасия Селезнёва. Салют в честь снятия блокады Ленинграда
 
Центральным событием педагогического дня стал российско-польский международный открытый урок «Мост дружбы» в 7 классе. Начала его учитель русского языка Светлана Николаевна Ригина. Основное содержание урока она построила на связях между польским и русским языками, польской и русской культурой. В этом она опиралась на музыку Фредерика Шопена и литературное творчество Януша Корчака. Интересны были задания на основе языковой догадки. Например, она попросила Михала прочесть на польском языке предложенный текст, а ребят – после прослушивания передать основной смысл. И ребята не только поняли, что текст – об их родной Гжели, но и раскрыли его детали.
 



 



Михал Варых перенял педагогическую эстафету у Светланы Николаевны. Он провёл урок по теме «Первый урок польского языка». Автор таким образом организовал структуру урока. Сначала он предлагал ребятам отвечать на простые вопросы теста, касающихся общих сведений о Польше, а после этого, комментируя, как бы между делом, приводил интересные факты, сведения, наблюдения. Например, мне не было известно, что приют Януша Корчака в Варшаве был разрушен фашистами, а теперь на его месте высится построенный советскими строителями в подарок Польше Дворец культуры и науки – 8-я «сталинская высотка» (семь таких высоток – в Москве) – самое высокое здание в Польше. Так, постепенно, связывая с личным опытом и личными наблюдениями ребят, педагог подвёл их к языку. Во второй части урока они познакомились с первыми для себя польскими словами и фразами, а также некоторыми особенностями польского произношения.
Оба педагога продемонстрировали блестящее владение аудиторией, творческий замысел, методически точно продуманную реализацию.
Михал прекрасно владеет русским языком, стиль его педагогического общения отличается открытостью, доверительностью и тонким юмором.
Лилла на уроке ему ассистировала, подходя к каждой парте, чтобы помочь выполнить задание.
 




 

 
Дальше нас пригласили в педагогическую гостиную учитель русского языка Ольга Евгеньевна Серова с коллегами и учениками. Тема: «И жизнь, и слёзы, и любовь…». Мы познакомились с выразительным чтением и театрализацией отрывков из лучших произведений русской классической литературы. Зажжённые свечи, слегка задёрнутые занавески, подобранный визуальный ряд… Проникновенная игра актёров… Хотелось слушать ещё и ещё Пушкина, Есенина, Юлию Друнину… И ещё хотелось, чтобы это обязательно услышали и увидели польские гимназисты, узнали – именно такую Россию.
 





 

 


Екатерина Плешкова читает свои стихи


Вместе поём Окуджаву



 
В актовом зале уже собрались педагоги и школьники Речицкой школы. Во время официальной части запланировано торжественное подписание протокола о намерениях между Речицкой школой и Гимназией № 22.
 

Лучшее начало для хорошего важного дела — танец и песня.
 

Педагогическому и школьному коллективу официально представили польских гостей. Директор Речицкой школы Н.В. Гребенникова, Глава поселения Гжельское Г.Н. Голинкова рассказали аудитории о цели визита, актуальности и направлениях сотрудничества между Речицкой школой и Гимназией № 22.
 

Выступает Г.Н. Голинкова


С приветственным словом к собравшимся обратилась Лилла Фота-Гедз

 


Обмен подарками

И вот наступает самый торжественный момент — подписание документов о сотрудничестве.
 



Н.В. Гребенникова и Л. Фота-Гедз

Речицкие школьники задали гостям вопросы о Гимназии и Польше, о системе образования страны.
 
 



Общая фотография на память


Современные женщины-руководители
 
Завершала программу дня экскурсия на одно из предприятий гжельского промысла фирму «Газ-коннект». В ходе экскурсии польские гости познакомились в музее Гжели с историей народного промысла, а в производственных цехах — с технологией современного производства.
 

Фарфоровые игрушки, найденные во дворах гжельских сёл при выполнении хозяйственных работ

 



 

 

 



 

День подошёл к концу. Он был таким насыщенным, что, казалось, его начало было не утром, а гораздо раньше. Но законы вселенной неумолимы. Темнеет. Солнце заходит в облака.
Завтра настанет новый день. Начатое — продолжится. Будут гололёд и перекрёстки, но уже по-другому. Блестяще организованный и проведённый педагогический саммит в Гжели открывает новые возможности для российских и польских школьников и педагогов.
 
Видеоматериалы визита доступны в Сети:
Урок, часть 1 http://www.youtube.com/watch?v=pvnPLRnbw4o
Урок, часть 2 https://youtu.be/yy0xzuSMmU8
https://youtu.be/Qz0xYUihA-s

Репортаж Раменского телевидения:
http://www.ramtv.ru/viewnews.php?date=01.02.2016&n=2

Похожие статьи:

Парта. Воспитание в обществе и школеОбразование как жёсткая "мягкая сила"

Cui prodest? Педагогическая политологияМедаль "За выдающиеся заблуждения". ЕГЭ

Cui prodest? Педагогическая политологияТоварищ Василий правильно сказал насчёт "модернизации" школы!

Cui prodest? Педагогическая политологияОсвободить нельзя давить

Cui prodest? Педагогическая политология"Напёрсточник" как универсальная компетенция

Комментарии (7)
Сергей Пимчев # 2 февраля 2016 в 09:50 0
МОСТ, ТРОПА И ЛЁД ДОВЕРИЯ

Я нахожусь под невероятным обаянием встречи российских и польских коллег. Вот где народная дипломатия превращается в педагогику добра, взаимодействия, инициативы, доверия и красоты. А красота была повсюду - в глазах, в звуках, в керамике, в языке и надеждах. Я считаю, что произошло очень важное событие - страны с очень непростой историей и взаимоотношениями достигли понимания в главном - в том, что мирное и осознанное сотрудничество сильнее угроз и тиранства, бюрократической рутины и мстительности. Так и хочется воскликнуть: "Славяне всех континентов, объединяйтесь!" Но россияне - это не только потомки славян, это богатый этнический резерв для свершений нынешних и, конечно, завтрашних. Я очень сожалею, что не смог посетить эту встречу, напитаться миром и дружбой, неподдельными чувствами, которые надо теперь поискать. И находятся они, к примеру, в Гжели, ещё где-нибудь - там, куда нам обязательно надо стремиться, куда нам надо поворачиваться сердцами. Спасибо Сергею за его подвижничество и открытый портал души.
Александр Снегуров, заслуженный учитель России
Сергей Пимчев # 2 февраля 2016 в 09:58 0
Уважаемый Александр, благодарим Вас за тёплые слова! В Ваших устах они прозвучали, как всегда, мудро и поэтично. Именно такими идеями все участники проекта руководствовались, и надеемся, что наши общие усилия будут иметь плоды.
Сергей Пимчев # 3 февраля 2016 в 10:37 0
Сергей, добрый вечер!

Большое Тебе спасибо за все. За то, что Ты нам порекомендовал Речицкую школу, за то, что Ты ведешь такой замечательный сайт, на котором можно размещать и читать интересные статьи, комментарии, за то, что Ты помогал нам в Москве и в Речицах во время нашего визита. Я прочитал Твою статью о саммите - я ничего бы не добавил. Очень хорошая статья. Спасибо, что Ты упомянул нашего "Патрона". Сейчас у нас зимние каникулы. Но мы уже думаем, как организовать похожее событие в Варшаве. Надо приложить все возможные усилия, чтобы наше сотрудничество развивалось, чтобы мы "вирусом дружбы" заражали и другие учреждения.

Удачи в творческой работе!
Михаил
Сергей Пимчев # 3 февраля 2016 в 10:47 0
Михал и Лилла, доброе утро! Вы - замечательные и обаятельные люди и высокие профессионалы в нашем общем педагогическом деле. Своим визитом вы сделали очень важное и большое дело. Оно стало событием, вызвавшим яркие положительные чувства и желание сделать что-то новое. А для непосредственных участников оно стало вдохновляющим и утверждающим. Это очень и очень важно и нужно всегда, а сейчас особенно. Я написал благодарственное письмо в Совет г. Варшавы о вашем визите.
С вами было общаться интересно и легко. Скажите своим гимназистам, что я завидую, что у них такой учитель русского языка и такой директор Гимназии.
Сергей Пимчев # 3 февраля 2016 в 10:49 0
Уважаемая Наталья Васильевна! Дорогие коллеги-педагоги!
Мы с Директором хотели Вас еще раз поблагодарить за торжественный прием. Вы, учителя и ученики, подготовили вместе "очаровательный спектакль". Наш визит в Вашей Школе останется на долгое время в нашей памяти. Мы вместе с Директором думаем уже о том, когда организовать Ваш приезд в Польшу. Касательно уроков русского языка в нашей гимназии, я подумал, что один раз в месяц буду организовать уроки о Гжели, в ходе которых мы будем изучать культуру Вашего региона, петь песни, которые Вы нам подарили на дисках. Если у Вас есть еще другие материалы про Гжель в электронной версии, то я был бы очень признателен за их отправление.
Желаем Вам, всем Педагогам и Ученикам Речицкой школы последовательности в таком замечательном продвижении своей Школы и "Малой Родины"!

С уважением
От имени Директора Гимназии № 22 в Варшаве
Михал Варых
Сергей Пимчев # 16 февраля 2016 в 12:49 0
Наши польские коллеги после возвращения в Варшаву на сайте своей Гимназии тоже написали творческий отчёт о поездке в Гжель и участии в "педагогическом саммите". С ним можно познакомиться, пройдя по ссылке:
http://www.gimnazjum22.waw.pl/nowy-wymiar-wspolpracy-miedzynarodowej/
Сергей Пимчев # 22 февраля 2016 в 21:44 0
Наш коллега из Варшавы Михал Варых прислал письмо следующего содержания:

Сергей, добрый день!
Посылаю Твой текст в переводе на польский язык, размещенный на школьном сайте. Я не перевел только фрагмент о "патроне" нашей школы, так как ученики много о нем знают.
Попозже отвечу на Твои последние письма.
http://www.gimnazjum22.waw.pl/echa-wizyty-w-rosji/

Привет из Варшавы
Михал
Последние обсуждения на форуме
сегодня в 17:32
Сергей Пимчев начинает тему «Судьба инженера» на форуме «Общий форум»
сегодня в 04:21
Сергей Пимчев начинает тему «Царская школа» на форуме «Общий форум»
вчера в 05:33
Сергей Пимчев начинает тему «На чьей совести» на форуме «Общий форум»
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.