В одной автобусной поездке с учителями - педагогической экспедиции - нас попросили подвезти женщина и мальчик лет 12-13. Тётка и племянник. Мы уезжали из сельской православной гимназии интернатного типа. Гимназия, надо сказать, замечательная. Её образовательная модель примерно соответствует близкому мне педагогическому идеалу, но, разумеется, с религиозной спецификой и вытекающими из этого особенностями организации жизни воспитанников. Но я хотел сказать не о гимназии, а о мальчике. Так получилось, что в автобусе он сел рядом со мной. Мы разговорились. Родителей у него нет. Тётка привезла отдать его в эту гимназию. Её мотивы, в общем, понять не сложно. Но парень жить в этой гимназии, с её порядком, не хотел. Он не выглядел сумасбродом. Наоборот, в его глазах и рассуждениях было с избытком для его возраста недетской серьёзности и печали. Он рассуждал в разговоре со мной как взрослый человек. И я не чувствовал никакой дистанции. Видимо, для тётки он был "лишним". С этой и такой жизнью он остался один на один. В его обучении не примут участия дорогостоящие репетиторы. Он не будет ездить в зарубежные туры. У него нет домашней библиотеки. По телевизору он не увидит хорошие фильмы или передачи с вдумчивым и сокровенным разговором по волнующей теме. Да и в жизни - встретит ли он такого собеседника? Хотя в России это очень вероятно, но дело случая. Что с ним будет? Кем он станет? Об этом я хотел поразмышлять. О социальной перспективе "генералов песчаных карьеров". Об её источниках, если как бы ничего для этого нет.
На что опереться?
И всё-таки самое первое - это школа. Школ в России много и все школы разные. По своим наблюдениям могу с уверенностью сказать, что в каждой школе, даже расположенной в самом удалённом и глухом уголке, есть хотя бы один педагог, являющийся носителем высокой образованности. Возможно, это - результат советской образовательной политики, или российской педагогической традиции, или, наконец, просто чудо, но такие люди есть. И если с таким человеком сблизиться, подружиться, он может раскрыть самое главное о мире и людях, зародить стремление к познанию и тягу к неизведанному. На мой взгляд, это - основа личности. Из своей личной библиотеки он (или она) дадут "нужные" книги для чтения, помогут в них разобраться.
Местная библиотека. По ним реформаторы проехались катком, но где-то они же остались! Там есть книги. И прежде всего те самые "нужные" книги для чтения. Желательно к этому занятию приохотиться, книги введут в мир подлинной, подчеркну - именно подлинной (!), человеческой культуры. Добрым проводником и собеседником может стать библиотекарь. Если этот человек по-настоящему любит книги.
Что ещё?
Не верьте телевизору и радио. Перед продюсерами и главными редакторами не стоит цели просвещения. Категорически. Они манипулируют. Не смотреть телевизор совсем не получится, но никто не мешает не доверять тому, что там говорят и показывают. Особенно кино и шоу. Из общедоступного, пожалуй, только одно исключение - телеканал "Культура".
Что ещё?
Интернет? Он тоже общедоступен, как и телевидение и радио. И тоже "цифровая помойка". Не пользоваться не получится, но возлагать надежды не смысла.
"Среднестатистического" школьника обычно к обучению подталкивают, заставляют учиться. А если никто не заставляет? Некому или по безразличию. Остаётся одно: самообразование и самовоспитание. Надо помнить, что великие люди стали таковыми, в первую очередь, благодаря работе над собой. Великим становиться не обязательно, а самостоятельно мыслить и ощущать себя человеком нужно.
Пожалуй, это всё, что я могу назвать. Не очень много. Но и не мало. А если всем этим воспользоваться, то необходимо и достаточно.
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи
Новости → Письмо Президенту
Новости → Торжественный марш накануне Дня Победы в Речицкой школе
Новости → День народных промыслов в Речицкой школе в Гжели