Полностью работа В.И. Бехтерева размещена на сайте по указанной к работе ссылке.
С другими работами автора о воспитании и развитии, общественной психологии и поведении человека можно познакомиться на сайте: https://bekhterev.net/
БЕХТЕРЕВ В.М. О ПРИЧИНАХ САМОУБИЙСТВА И О ВОЗМОЖНОЙ БОРЬБЕ С НИМ// Труды Первого русского съезда невропатологов и психиатров/ О причинах самоубийства и о возможной борьбе с ним.- М., 1914, С. 84–117. -
http://www.rlsnet.ru/books_book_id_6_page_11.htm
Вообще необходимо иметь в виду, что в качестве повода к развитию угнетающих аффектов, а следовательно и к самоубийству, ведёт нередко неудовлетворённость жизненными условиями, вследствие дурного обращения, вследствие личных столкновений, компрометирования чести, вследствие каких-либо несчастных случайностей, причиняющих те или иные физические недостатки, вследствие неудачной любви, вследствие страха перед неизлечимой болезнью и т. п.
При этом внешний повод, приводящий к самоубийству, может быть до чрезвычайности незначителен, ибо все зависит от развивающегося аффекта угнетающего xарактера, вызванного данным поводом и влекущим за собою появление мрачной мысли о самоубийстве наподобие мимолетной навязчивой идеи.
Проаль (Проалъ. Воспитание и самоубийство детей. СПб., 1908) сообщает, например, о мальчике 13 лет, который, живя у своего дяди-ювелира, прорвал дыру в салфетке и, услышав угрозу телесным наказанием, выстрелил себе дважды в голову. Eulenburg (Eulenburg. Schulerselbstmorde. Z. f. padag. Psychologie, Path, и Hygie¬ne. 1907. Hft. 1—2) передает, что 16-летний мальчик, не будучи в состоянии видеть пьяного отца, утопился, оставив матери записку соответствующего содержания. Тот же автор сообщает о самоубийствах девушек из-за косоглазия, из-за потери волос и т.п.
Moreau сообщает о случае самоубийства мальчика из- за потери трех случайно выбитых зубов (Moreau. Du suicide chez les enfants. These de Paris. 1906, стр. 63).
По Ваег’у (Baer. Der Selbstmord im kindl. Lebensalter. Leipzig. 1901) 14-летняя девушка бросилась в реку после того, как обварила себе лицо кипятком и была встречаема насмешками своих товарок.
Подобных примеров имеются тысячи и нет надобности их умножать. (Многие из примеров детских самоубийств, вследствие дурного обращения и страха перед наказанием, можно найти в выдержках из авторов у В. К. Хорошко (Самоубийство детей. М., 1909). – прим. В.М. Бехтерева). Точно также нет надобности приводить здесь примеры многочисленных самоубийств, случающихся вследствие ревности, несчастной любви и неизлечимой болезни, ввиду их общеизвестности.
Нельзя также не обратить внимания на состояние школы, как на причину самоубийства. Школа, особенно средняя, с ее схоластическим характером обучения, с сухим формализмом и бездушной требовательностью при полном исключении индивидуализирования в занятиях, как известно, вводит в статистику особую рубрику в причинах самоубийств, называемых «школьными».
Примеры легко пояснять, о каких собственно причинах здесь идет речь. Мальчик 12 лет кончил виселицей из-за страха перед началом занятий (Siegert. Das problem d. Kinderselbstmorde. Leipzig. 1893, стр. 12). Мальчик 14 лет вешается вследствие трудности заучивания заданных ему измерений (Baer. D. Sebstmord im kindlichen Lebensalter. Leipzig, стр. 62).
В одной из баварских школ 10-летняя девочка утопилась вследствие того, что инспектор перед всем классом ударил ее по обнаженной части спины (Baer, 1. cit.).
Далее следуют дурные отметки и провалы на экзаменах, неполучение ожидаемой награды, как обычные причины школьных самоубийств.
Не подлежит сомнению, что вышеуказанные моменты действуют сильнее всего у лиц, предрасположенных к аффектам, вследствие наследственности и других условий, у лиц вообще нестойких в нервно-психическом отношении и слабохарактерных.
Отсюда понятно, почему самоубийство совершается иногда по самым незначительным поводам, иногда даже из-за потери нескольких копеек. Если почва уже заранее подготовлена наследственностью, алкоголизмом или другими неблагоприятными в смысле здоровья условиями, тогда всякий толчок, способный вызвать угнетающий аффект, может при благоприятных условиях привести к самоубийству.
* * *
Наконец, и школа увеличивает ряды самоубийств. В этом отношении можно сослаться на обстоятельное, основанное на официальных данных Министерства Народного Просвещения исследование проф. Хлопина (Хлопин Г.В. Самоубийство, покушения на самоубийство и несчастные случаи среди учащихся русских учебных заведений. СПб., 1906), по которому число самоубийств среди гимназистов и реалистов с течением времени несомненно увеличивается: с трехлетия 1893—1895 гг. по трехлетие 1901—1903 гг. оно возросло в отношении 100:166. При этом оказывается, что самоубийства среди учащихся в мужских учебных заведениях происходят приблизительно в три раза чаще, нежели среди остального населения России всех возрастов и состояний.
Что и система образования имеет значение в развитии самоубийств, это доказывается тем, что по исследованиям того же автора самоубийства среди классиков встречаются несколько чаще, нежели среди реалистов, причем среди ближайших причин покушений на самоубийство среди учащихся в средних учебных заведениях обоего пола, по автору, первое место принадлежит педагогическим причинам. Это — лучшее доказательство, что значительная часть так называемых школьных самоубийств обязана своим происхождением, главным образом, самой школе, а не каким-либо иным условиям.
Приведенные нами данные тем более наводят на размышления, что дело идет в этом случае, главным образом или почти исключительно, о детских самоубийствах.
Нельзя не принять во внимание также внушающего влияния известного сорта литературы, как бы толкающей юношество на разврат и самоубийство, — литературы, полной мрака и безнадежности, которая естественно подавляет духовную сферу юношества, а потому, несомненно, в известной мере содействует самоубийству в населении.
Наконец, нужно принять во внимание значение примера и подражания. Заразительное влияние самоубийства общеизвестно, и в каждой эпидемии этот момент играет ту или иную роль, вследствие чего нет надобности на этом предмете долее останавливаться.
* * *
Самоубийство, как мы видели, в огромном большинстве случаев есть крайняя и последняя реакция человека на те жизненные невзгоды, которые его окружают, и мы должны в пределах сил каждого бороться против этих невзгод, а где устранения этих невзгод достичь невозможно, там необходимо всемерно заботиться о том, чтобы скрасить условия жизни своих собратьев насколько это возможно, насколько это зависит от ваших средств.
Пусть жизнь блеснет для нас не долго,
Но счастлив, кто из нас умрет с сознанием праведного долга и чью-нибудь слезу утрет.
Несомненно, что есть случаи, где жизненные условия слагаются столь неблагоприятно для человека часто по его же вине, что самоубийство в таких случаях является как бы естественной расплатой за то, с чем не мирится проснувшаяся в человеке совесть. Но нельзя забывать, что и в этих случаях самоубийство не смывает грехов, смерть не смывает бесчестий, — она только устраняет их виновника от взоров публики, от наказания.
По здравом размышлении и здесь всегда окажется лучшим выходом не смерть, а покаяние и неустанная забота о том, чтобы загладить прошлое своей деятельностью на общую пользу.
В этом посильном труде на общую пользу должен найти умиротворение своей мятущейся душе и человек, раскаявшийся в своей прошлой жизни, кто бы он ни был в действительности, ибо труд на общую пользу есть долг, обязанность каждого, а исполнение долга всегда действует успокаивающим образом на человека, вызывая в нем новый подъем энергии.
Но, помимо всего вышесказанного, помимо всех вышеприведенных мер борьбы с самоубийством, которые по возможности устраняли бы или, по крайней мере, смягчали бы внешние условия существования людей, необходимо заботиться и о личном совершенствовании человека.
Необходимо при этом иметь в виду, что дело идет здесь не о простой образованности, ибо образованность еще не предполагает ни нравственного, ни эстетического воспитания, а между тем в этом — вся суть, ибо распространение простой образованности, как показывает статистика, идет даже параллельно с развитием числа самоубийств.
Дело не столько в самой образованности, которая при всей ее пользе для человечества родит и усиливает потребности, сколько в создании характеров, в развитии самодеятельности, в приучении к планомерному труду в переносливости различного рода испытаний, в развитии чувства долга и необходимости помощи другим во всех вообще случаях. Долг и помощь другим должны быть идеализированы, они должны войти в плоть и кровь учащегося, должны сделаться второй его натурой.
Словом, наряду с образованностью, школа должна иметь своей целью воспитание человека, — и даже воспитание ничуть не в меньшей мере, нежели образование. Девизом школы должны быть не образование только, но образование и воспитание, — и даже, прежде всего, воспитание, а затем образование.
Поэтому реформа школы в духе ее оздоровления, в смысле введения в ее программу эстетического, нравственного и физического воспитания является в деле борьбы с самоубийством одной из настоятельнейших потребностей времени, промедление с которой отражается гибельно на многих и очень многих из нашей молодежи.
Необходима перестройка учебного дела в том смысле, чтобы в школе умственные способности детей не насиловались, а развивались соответственно индивидуальности; нужно, чтобы школа не подрывала душевного и физического здоровья и выпускала не измученных неврастеников, а людей, сильных духом и телом. Нечего говорить, что в школе должна быть введена строгая индивидуализация в занятиях, при которой утрачивают свое безусловное значение как система отметок, так и экзамены, требующие в настоящее время столько кровавых жертв в форме самоубийств.
Нельзя также упускать из виду, что задачей всякой школы должно быть прививание будущему поколению и обществу нравственных идеалов более возвышенного и более ободряющего характера.
Как бы ни была мрачна действительность, человек никогда не должен предаваться унынию и отчаянию. Он должен видеть идеал жизни не в роскоши, а в скромности, не в праздности, а в труде, не в уме только, но и в сердце. Девиз этот должен быть общим, и он должен подавлять губящий жизнь пессимизм, не дающий человечеству ничего вообще, кроме гнетущего мрака и смерти.
Борьба с пессимизмом должна сделаться всеобщей, она должна быть предметом самого внимательного отношения педагогов как высших и средних, так и низших школ. Прививание своим воспитанникам лучших общественных идеалов, вера в которые в современном обществе стала ослабевать, должно быть вообще первейшей задачей школы.
Вместе с этим, должен быть поддерживаем в нашей молодежи, как и вообще в людях, возможный оптимизм. Нужно, чтобы человек верил в совершенствование человечества, верил в его будущее и в грядущее — торжество разума и идеалов. Нужно, чтобы эта вера ничуть не колебалась, когда человек встречается с кажущимся крушением идеалов, когда, по его мнению, лучшие общественные идеалы нагло и непристойно попираются.
Человек должен всегда верить и не имеет основания не верить в окончательное торжество разума — того разума, который и создал идею добра на земле, а это делает непоколебимой и веру его в торжество лучших общественных идеалов, ибо высший разум и зло несовместимы друг с другом.
Кто колеблется под напором жизненных условий, кто чувствует над собой непомерную тяжесть современного жизненного режима и готов под его тяжестью пасть и кончить самоубийством, тот ни на минуту не должен забывать, что бывали в жизни человечества еще более мрачные эпохи и тем не менее они миновали, и не только миновали, но даже способствовали возрождению человеческого духа. И это возрождение было обязано именно тем борцам, которые стойко держались в жизненных условиях и не отступали ни перед какими испытаниями, оно обязано их вере в идеалы и неустанной борьбе за лучшее будущее.
Будем же и мы полны этой веры в лучшее светлое будущее, которое наступит непременно и наступит скоро, ибо за мраком ночи должно следовать утро, и оно будет тем радостнее, чем мрачнее и длиннее была ночь.
Хотелось бы закончить эту беседу одним стихотворением, которое напомнит разочарованному о возможном выходе из тех тяжелых условий, которые «гнут его спину» и влекут его в пропасть, к смерти, к самоубийству:
Желал ты, друг, в одно мгновенье
Закончить жизни тяжкий путь,
Навек прервав ее теченье
И думал тихо так заснуть,
Устав в борьбе, растратив силы...
Друг, жизнь твоя хоть но красна,
Но счастья нет на дне могилы.
Пусть чашу жизни пить до дна
Нельзя без муки и страданья,
Но жизнь дана, чтобы любить
И чтоб в труде, в исканье знанья
Свои страданья пережить.
Когда ж под мраком долгой ночи
Тебя унынье обоймет,
И уж страдать не станет мочи,
Ты знай, что утро вновь придет.
На смену мрака вновь зардеет
Восток пурпуровым лучом,
И сердце радостно замлеет
Вновь под живительным теплом.
Итак, оставь свои сомненья
И с верой в истину живи,
С девизом мудрого терпенья
Впредь исполняй завет любви!
Похожие статьи:
Новости → Торжественный марш накануне Дня Победы в Речицкой школе
Новости → Письмо Президенту
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи
Новости → День народных промыслов в Речицкой школе в Гжели