Кому приходилось наблюдать, как организована производственная среда по западным стандартам, тот согласится с тем, что из человека делают морального раба. В Древнем Риме рабы жили не плохо, о них заботились, поскольку считали их "орудием говорящим", а настоящий хозяин (римлянам в этом отказать никак нельзя) не будет портить орудия труда, наоборот, стремится к максимальному сроку их службы. Я думаю, что несвобода, чувство социальной и моральной неполноценности, полная зависимость от чужой воли стали главным фактором восстаний рабов, в том числе самого знаменитого — восстания Спартака.
Видеокамеры, валидаторы, ограничение и мониторинг Интернета — современные технологии поставлены на службу тотального контроля. В качестве компенсации — зарплата, достаточная для физиологического воспроизводства + чувство "гордости" за принадлежность к корпорации. Однако, текучесть кадров — "болезнь" технологического роста. Как же всё-таки приучить людей не убегать в "Юрьев день"?
Через школу. Установленные на всех этажах видеокамеры прекрасно имитируют будущую производственную среду, куда пойдут пока ещё чувствующие себя свободными дети и подростки. Учителя — под видео- и Интернет-контролем, вплоть до увольнения. ОГЭ и ЕГЭ, переламывающие психологию и подростков, и учителей, — чем не "воспитательное" средство? Мы сетуем, что воспитания в современной школе нет. Как нет? Оно есть. И оно — такое: "воспитание" к той самой среде. "Воспитание" — к унижению и подчинению. "Воспитание" — к тотальному контролю. "Воспитание" — к страху перед глазком видеокамеры и тому, кто за ним сидит. Антивоспитание.
Тебе объясняют, что в этом заключается "государственная" политика, что так устроено "современное" общество, что "успех" в жизни возможен только здесь и так. И стал человек моральным рабом, перестав думать, что он — Человек.
Тогда и придёт Спартак.
Проблема заключается в том, что государственные школы готовят тип личности, удобный корпорациям, прежде всего, западным, особенно работающим в зависимых странах. Государственная образовательная политика на сегодня — системно такова. Ни семья, ни общественные силы не влияют на системные решения в образовании, а жалобы на конкретные трудности — пишите. Могут даже директора школы снять. С новым директором школа ещё лучше впишется, "куда положено". Лично я уверен, что такое неравновесие и вопиющая несправедливость долго не продержатся. Укрепление государственности — насущная задача России. С гражданами, воспитанными для корпораций, государственность не укрепишь. Вопрос встанет ребром, и всё будет переделано, как ни старались "реформаторы" сделать свои действия необратимыми. Жизненная необходимость сильнее всяких схем, как жизненный инстинкт сильнее нравоучения. Но пока дело обстоит таким образом, и бесследно "стереть" обозначенное влияние не получится.
Что можно сделать в одной отдельно взятой школе и семье?
Нельзя допустить, чтобы из вашего ребёнка, ваших школьников сделали таких "рабов". Нужно противопоставить антивоспитанию действенное воспитание. Приобщайте ваших детей к разным сферам культуры, к разным сферам деятельности, к разному общению, помогайте им накапливать богатый, разннобразный, но цельный жизненный опыт, помогайте им его осмысливать и учите думать рационально, действовать самостоятельно, решительно и энергично. Воспитывайте в них самостоятельность, инициативу и ответственность. Воспитывайте вкус, интерес к жизни во всех её проявлениях.
Похожие статьи:
Золотая библиотека → Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Пути национальной школы
Новости → К 115-летию со дня рождения Михаила Николаевича Скаткина (1900-1991 гг.)
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Прогностика. Образование для будущего → Педагогическое сообщество: аспект будущего
Cui prodest? Педагогическая политология → 1936