2 декабря 2021 г. обаятельный премьер Мишустин подписал распоряжение, которое прокладывает дальнейший путь цифровизации школы. В данном случае речь идёт именно о Министерстве просвещения, министр Кравцов (вузы относятся к Министерству науки и высшего образования, министр Фальков). Вот текст:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403075723/#1000
Его имеет смысл проанализировать, возможно, на педагогическом семинаре или педагогическом совете в школе. От себя лично сформулирую первые впечатления и вопросы. Иду по тексту.
1. В перечне нормативных актов, на которые опирается данное Распоряжение, не названы Закон об образовании и, тем более, Конституция России. Между тем, уже в проводимой государственными органами образовательной политике (до этого Распоряжения) имеются грубые и прямые нарушения того же Закона об образовании. Об этом поговорим специально в другой раз. Хочется спросить Комитет по образованию Госдумы (т. Никонова, который, правда, переместился в другой комитет): "Такое возможно?". А прокуратура не видит нарушения закона?
2. Приводимые доли процентов закупок отечественной электронной продукции (для нужд цифровизации) больше свидетельствуют о профанации, чем о реальном расчёте. Дёшево. Не солидно.
3. Разделы II и III, если грамотно, нужно поменять местами. Сначала — проблема, затем — цели и задачи как ответ на проблему. Потом нужно их балансировать между собой, приводить в очень чёткое соответствие.
4. Не очень "чистый" аналитический язык. Можно стилистически "почистить". Требует доработки структура. Имеют место грубые оплошности, не допустимые даже для аспирантов (в тех же разделах, например). Понятие "вызова" носит, скорее, публицистический характер, чем аналитический и тем более нормативный. К тому же это понятие излишне в данном случае (затеняет смысл, а не раскрывает его яснее). Общий вывод: сыро. Или очень поспешно.
5. Раздел IV. Почему "участники"? Должны быть "ответственные".
6. По остальным разделам — такое же замечание. Документ прямого действия, инструментальный, а нам говорят о "цифровой культуре" общества или "увеличении вложений" — т.е. о задачах "вечных". Кому-то выгодно специально это "вписать"?
7. Что за новый вумный термин "цифровая зрелость"? Ну, ребята, так не делается… Такое впечатление, что теrст премьеру подсунули.
8. Не ясно почему специально говорится о "талантах"? Совсем не уместно. Общее образование ориентировано на всех: на талантливых и не очень, на талантливых в разных сферах и тех, кто не хочет учиться (и кого нужно заинтересовать и приобщить). С ними что — на обочину?
9. Приведите пример "интеллектуального алгоритма" для принятия управленческого решения.
10. Заявляется изначально, что всё это в помощь. На самом деле, будет обязаловкой. Потому что показателем выполнения любой позиции является "увеличение доли".
11. То же про портфолио учащихся. Провозглашается добровольность, но показатель эффективности — опять же "доля". То есть всех будут загонять как баранов. "Создадут условия" (невыносимые).
12. Естественное следствие всех этих мер: бюрократизация образовательной системы, её бездушность по отношению ко всем участникам образовательного процесса (кроме чиновников). Тотальное давление Цифры (точнее, тех, кто за ней стоит). Сокращение педагогов и руководителей, а также методистов — в зависимости от "цифровой зрелости" системы образования (кто будет решать?).
13. Проверять результаты образовательного процесса будет "искусственный интеллект". То есть как игра в морской бой (по сути). Господин учитель, забудьте про беседы, воспитательные ситуации и прочие педагогические "излишества". Педагог становится "оператором" при "искусственном интелекте".
14. Кто будет наполнять "верифицированный контент"? Не вы. И не я. Те, чью, простите, "работу" мы уже видели (учебники, образовательные стандарты). Имена многих покрыты тайной. Греф уже показывал Путину флешку со "всей школой". За Ракову Путин, судя по всему, его помиловал. Что этой флешке, никто не знает, никому не рассказывают. Подумаешь, технологические секреты! Однако… Кроме того, создан консорциум с участием Сбера, "Просвщения" и… Министерства просвещения. «Есть ли у вас план, мистер Фикс?».
15. Кому всё это выгодно? Очевидно.
В качестве дополнительного материала для ознакомления (где не всё бесспорно, на мой взгляд):
https://www.youtube.com/watch?v=kN7kcoOnkxo
В интервью коротко вспомнили о педологах 20-30-х годов. Да, в 1936 г. политическое руководство рассматривало их как "извращенцев", ибо специальным постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" в 1936 г. педология была запрещена. Найдите это постановление. Посмотрите — за что? Звучит убедительно.
В 20-е годы не только разрушали церкви, отменяли предмет "История" в школе, превращали консерваторию в конюшню. В 30-е это тоже было отменено.
Кроме этого, укрупняли школы. Знакомо? Устроили социалистическое соревнование между школами. Знакомо? Против всего этого (и педологов) резко выступал, например, А.С. Макаренко. Плевали на него и на других, например, на Корння Чуковского. Исправили и такое. Тогда их называли троцкистами.
До 1936 г. Страна готовилась к войне, и было не до "шуток".
Мы думали, что "шутки" так и остались в лекциях по истории педагогики… Однако, похоже, нынешние "педологи" мстят всей стране за политическое и педагогическое поражение того периода. Вспомните слова штандартенфюрера Лахновского из "Великого зова" (на портале — в разделе "Народный университет Ивана Забелина").
Американских неоконсерваторов ("демократов") часто называют современными троцкистами, идеологическими последователями "иудушки Троцкого" (характеристика Ленина — не за те ли "обидные" слова всё время порываются ликвидировать Мавзолей, а на парадах на Красной площади закрывают его цветастой фанерой?). Не случайно наши троцкисты сбегают куда? Да и там всё пахнет жареным в текущий политический момент.
Что касается нас, то эффективную борьбу, прежде всего, на почве коррупции в образовании, с "извращениями" ведёт Следственный комитет и прокуратура. Поле непаханное! 30-летняя целина — начиная с 1991 г.
Вот что рассказал о педологах профессор Щипков:
https://ok.ru/video/1519890207083
Похожие статьи:
Авторский урок "haute couture" → Дано ли нам "предугадать, как Слово наше отзовётся?", или Как сказать на уроке о самом Главном
Cui prodest? Педагогическая политология → Что за мечта была у Юлиана Семёнова?
Парта. Воспитание в обществе и школе → Тогда и придёт Спартак... История из будущего
Прогностика. Образование для будущего → Землянин против марсиан. Где это?
Cui prodest? Педагогическая политология → Как на ваши глаза натягивают пелену