ГлавнаяСтатьиПрогностика. Образование для будущегоПрогностическая культура учителя: сокровенный человек versus граммофон?
Разделы статей

Прогностическая культура учителя: сокровенный человек versus граммофон?

27 января 2015 - Сергей Пимчев
Прогностическая культура учителя: сокровенный человек versus граммофон?
Пимчев С.П.
 
Прогностическая культура учителя:
сокровенный человек versus граммофон?

Если бы Коменский, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский творили в наши дни, то не попали в ряды классиков, потому что не знали таких слов, как «образовательный стандарт», «метапредмет», «компетенция», «мо­дератор» и пр. Они занимались «кондовой» учительской педагогикой и ори­ентировались на такие старинные слова, как личный труд, достоинство лич­ности, нравственность, самосознание, твёрдый характер, счастье – те сокро­венные понятия, через которые, на самом деле, протекает река всей челове­ческой истории в её вечных переходящих модусах: прошедшего, настоящего, будущего. Если, конечно, на эту историю мы смотрим не через кривую призму исключительно экономики, политики, географии, искус­ствоведения и т.д., а вглядываемся в истоки родовой сущности человека. Люди, ко­торых я назвал, творили и созидали в исключительно сложных исторических и личных обстоятельствах. Их никак нельзя назвать идеалистами – в высоких идеях они умели видеть конкретный жизненный прагматизм, связанный, как мне представляется, с самосохранением человеком самого себя, его самосто­яньем. Какая ценность может быть выше? Особенно в совре­менном обществе, которое, по терминологии Карла Поппера, мы красиво на­зываем «открытым обществом» и в котором человек часто становится раз­менной монетой в игре различных сил. Его родовая сущность и главное предназначение дробится: то он нужен как избиратель, то как налогопла­тельщик, то как покупатель, то как наёмный работник, то как зритель по­шленьких телевизионных шоу… Везде он нужен – для чего-то и кому-то. Кто спрашивает, что нужно ему? Мне кажется, это есть корневая гуманитар­ная проблемы современного общества. Если отчуждение человека от обще­ства достигнет предела, то «конец света» будет связан с этим явлением, а не с «парадом планет». Социальных катастроф в истории общества было гораздо больше, чем природных, их суммарные последствия гораздо губительнее. «Кондовая» педагогика предупреждает именно об этом, становясь своеобразной гуманитарной реакцией, ответом. Коменский в Чехии: Тридцатилетняя война в Европе, полная деградация чешской нации. Ушинский: шок в России после поражения в Крымской войне, эпоха первоначального накопления ка­питала – дикого капитализма. Макаренко: Гражданская война. Сухомлин­ский: Вторая мировая война. Великие педагогические идеи, глубокие педагоги­ческие концепции и системы рождались кру­тыми эпохами, когда разламывались, будто поленья на щепки, человеческие судьбы и цена человеческой личности осязаемо и наглядно опускалась ниже плинтуса. «Устаревают» ли они? Если рассматривать путь из прошлого в бу­дущее линейно, как восхождение от «низшего» к «высшему», то формально – да, «устаревают». Производительные силы – растут. Политические системы – усложняются. Продолжительность жизни – увеличивается. Благосостояние – поднимается. Человеку остаётся только удачно вписаться в эти тенденции. Оседлать их и добиться успеха. Должна «подстроиться» под новую жизнь и педагогика. Так, кстати, и записано, например, в московской программе «Столичное образование» на 2012-16 гг.: цель – «создание средствами обра­зования условий для формирования личной успешности обучающихся и вос­питанников в обществе» [2.1]. Можно понимать: в данном конкретном обще­стве, в конкретных исторических условиях, причём всецело. Между тем, оче­видно, что однобокая ориентация в деле воспитания на успех деформирует личность, создаёт для неё риски неустойчивости именно в жизненных об­стоятельствах. К сожалению, сами анонимные авторы названной программы не раскрывают содержания исходного для себя многослойного по смыслу термина. Впрочем, разбор данной программы, уровня и качества проведён­ного анализа, репрезентативности источниковой базы, информационной пол­ноты, обоснованности и корректности утверждений, выводов и т.п. – отдель­ная тема. Жаль, что в условиях долгожданного живого интереса общества к вопросам образования мы нередко предлагаем ему знакомиться с невыразительными штудиями. Вернёмся, однако, к основной теме.
А что если общество, его история и будущее, развивается совсем по-другому? Нелинейно. А по человеческим судьбам в каждом поколении. Как заметил мудрый человек, в каталоге истории каждому поколению прихо­дится вытаскивать свою карточку испытаний. И каждый человек берёт свою ношу жизненных испытаний вне прямой зависимости от экономики, поли­тики и т.п. Есть у человеческой жизни иное измерение, вне времени и про­странства, чисто человеческое, глубоко сокрытое, и только прозорливые мудрые умы способны нам об этом рассказать.
Является ли таким сокровенным понятие «стандарт учителя»? При лю­бых переменах фигура учителя, бесспорно, является ключевой. Говоря язы­ком социального анализа, учитель – социальная опора перемен. Чтобы пере­мены состоялись, «социальная опора» должна увидеть в них свою перспек­тиву, интерес. Игнорирование этого будет копить напряжение, чреватое кон­фликтами. Сами изменения не приобретут устойчивого характера и при смене административных «декораций» дадут обратный ход. Таким образом, ключевой вопрос – создание новых условий для заинтересованной педагогической деятельно­сти, а не её «стандартизация». Кстати говоря, если под «стандартом» иметь в виду некоторый универсальный объём функций или видов деятельности, то большой проблемы нет, т.к. деятельность учителя всегда была объектом при­стального анализа. Учёт новых реалий, формулирование дополнительных требований – скорее, надстройка над стандартом, вариант его направленно­сти. Однако, кажется, сначала выдумывается броский термин, потом начина­ется идейная борьба вокруг его смысловой начинки. Кстати, то же можно сказать о «компетенциях»: если возвести это понятие к родовым терминам, то мы неизбежно придём к известному – системе разноуровневых по степени обобщения знаний, умений, навыков, способов и видов деятельности и анализа, опыта эмоциональных и творческих отношений и ценностей и т.п. Что будет в бою с солдатом, подготовленным на основе компетентностного подхода? Какая польза от аналогично обученного санитара? Кажется, возвращается Время Булгакова и Платонова, с мыслями-булыжниками и квадратными поступками героев…
«… Пухов пошёл на комиссию, которая якобы проверяла знания спе­циалистов.
Его спросили, из чего делается пар.
- Какой пар? – схитрил Пухов. – Простой или перегретый?
- Вообще… пар! – сказал экзаменующий начальник.
- Из воды и огня! – отрубил Пухов.
- Так! – подтвердил экзаменатор. – Что такое комета?
- Бродящая звезда! – объяснил Пухов.
- Верно! А скажите, когда и зачем было восемнадцатое брюмера? – пе­решёл на политграмоту экзаменатор.
- По календарю Брюса тысяча девятьсот двадцать восьмого года восем­надцатого октября – за неделю до Великой Октябрьской революции, освобо­дившей пролетариат всего мира и все разукрашенные народы! – не расте­рялся Пухов, читавший что попало…
- Что такое лошадиная сила?
- Лошадь, которая действует вместо машины.
- А почему она действует вместо машины?
- Потому, что у нас страна с отсталой техникой – корягой пашут, ног­тем жнут!..
- Любите ли вы, товарищ Пухов, пролетариат в целом и согласны за него жизнь положить?
- Люблю, товарищ комиссар, – ответил Пухов, чтобы выдержать экза­мен, – и кровь лить согласен, только чтобы не зря и не дуриком!
- Это ясно! – сказал экзаменатор и назначил его в порт монтёром…».
Хотя и похоже, но это не школьный тест или тест на профпригодность, а фрагмент из повести Андрея Платонова «Сокровенный человек» [4, С. 342-343]. Между тем, за внешне комической ситуацией стоит смена кода челове­ческой повседневности, собственно говоря, кода жизни. Это и выявляет клас­сик. Не происходит ли аналогичное и у нас? Не направлен ли разговор о «стандарте учителя» на смену традиционного образа и стиля учителя?
Цитирую современный программный документ: «Первая по актуально­сти задача: модернизация социального государства в России. История не знает примеров демонтажа социальных государств, и экспериментировать мы не будем. Необходимо "расшивать" узкие места — причем в совершенно но­вой ситуации бюджетного дефицита. Все остальные слагаемые модернизации прямо зависят от успеха или неуспеха этой задачи… Мы обязаны рассматри­вать реакции социальных групп на те или иные решения, их социальные по­следствия. Например, очевидно, что реформа школы не может не наступать на интересы существующего корпуса учителей. Общество не сумеет обно­вить школу, оставляя неприкосновенными эти сложившиеся интересы.. мы в каждом случае должны чётко определить, на чьи интересы мы предлагаем наступить в том или ином сценарии.… Пожелаем нам успеха!».
Не знаю как вы, я почувствовал себя на собрании домкома в доме, где принимали решение об уплотнении  профессора Преображенского. Не буду называть автора – адресую на сайт [2.2].
Меньше всего я хотел бы походить на высоколобого критика, поэтому оставляю материалы сайта на ваш суд. Вспоминается отчаяние Макаренко в «Педагогической поэме» в отношении педагогической науки: «Сколько ты­сяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарла­танство!» [2, C. 106].
Хочу ошибиться в своём диагнозе: взламывается традиционная нацио­нальная педагогическая культура, в которой идеал учителя связан с сокро­венными глубинами, со становлением основ человеческой личности. Вместо него бюрократически культивируется учитель-граммофон, по выражению Генри Форда, че­ховский канцелярский «человек в футляре».
В 1927 г. вышла книга Моисея Матвеевича Рубинштейна с тонкими на­блюдениями над сущностью профессии учителя – «Проблема учителя»: «Прежде всего, крайне необходимо, срочно необходимо устранить колос­сальную перегруженность учителя, так как она не только несёт с собой ис­тощение и упадок, но и уничтожает возможность учиться и работать над со­бой, без чего педагогу нельзя быть» [5, С. 163]. Условия для самообразова­ния, для работы над собой Рубинштейн считал важнейшими для человече­ского и профессионального самосохранения учителя. И тогда, и сейчас кор­невая проблема профессии лежит, на мой взгляд, в этой плоскости. Кратко обозначу «самонужнейшие» (читай: «стандартные», очевидно необходимые), как говаривали в старину, ценности, которые, на мой взгляд, могут служить профессиональными и человеческими ориентирами при организации педаго­гического поиска и творчества. В таком поиске учитель реализуется и развивается сам и одновременно наполняет содержание образования жизненными отношениями, жизненным смыслом.
1. Жизненный путь человека, острые и переломные моменты про­шедшей и будущей жизни – отправная точка для образовательного процесса, проектирования педагогом образовательных ситуаций. Не вообще жизнь (ко­торая «научит»), а биография и судьба. Жизненную ситуацию и отношения, «проигранные» с учителем, человек встретит с готовым способом её анализа и действий в ней. Поиск, использование в самой детской жизни ситуаций, со­держащих в себе «зерно», структуру взрослых ситуаций, организация их педагогически целесообразного переживания и проживания.
2. Анализ и воображение как специальные свойства личности педа­гога. Жизненный путь надо представить себе как художник во всём его бо­гатстве и суметь вычленить в нём ключевые моменты.
3. Жизненный опыт как объект анализа и развития. Вызвать пережи­вание, глубокие чувства в моделируемых и организуемых ситуациях. Через это обога­щать опыт. Опыт – то, что остаётся с человеком навсегда.
4. Учитель как субъект и жизни, и профессии. Учебников и хрестома­тий по вышеназванным вопросам не существует. Всё в руках учи­теля: исследователя и творца.
5. Научная подготовка и творчество учителя. Наука имеет проверен­ные интеллектуальные инструменты анализа.
6. Классическое культурное наследие (прежде всего, литература) как источник педагогических идей и жизненных ситуаций, мерило их ана­лиза, «педагогический дирижабль», тянущий на высоту, с которой всё видно про человека. Изучение «человека во всех отношениях» – предмет всего гу­манитарного знания.
7. Педагогическая классика как критерий истинности образователь­ных программ и проектов. За то время, пока мы проектируем «сколковские школы» и т.п., в колонии Макаренко научились делать первые фотоаппараты.
Выполняя вместе с учителями различные проекты, мы ориентируемся на эти ценности.
В 2013 г. – год 95-летия Василия Александровича Сухомлинского, 125-летия Антона Семёновича Макаренко, 190-летия Константина Дмитриевича Ушинского. Это повод вернуться к их текстам, соотнести собственный опыт с опытом «великих творцов человеческого знания». В 2012 г. мы с учителями развернули достаточно крупный международный проект, посвящённый 420-летию Яна Амоса Коменского, а в 2017 г. 425-летие Коменского будет отме­чаться уже на уровне ЮНЕСКО. Не будем гостями на этом торжестве Про­свещения!
«Всё течёт, всё изменяется», – утверждал древнегреческий философ. Но верно ли обратное: «Течёт ли всё, что изменяется»? Всегда ли изменения означают именно развитие? Про современный мир говорят, что он динами­чен, изменчив. Но как разглядеть ведущий вектор его изменений, раскрыть подспудные тенденции? Как отвечает им сфера образования, как готовит че­ловека к миру будущего? Как объекта изменений и чьей-то манипуляции или как их субъекта, делателя собственной судьбы?
Николай Иванович Пирогов в «Вопросах жизни»: «Я нисколько не скандализируюсь происхождением человека от обезьяны; тем более чести уму какого бы то ни было существа, если оно сумело выйти, хотя и случайно, в люди. Для меня, однако же, не менее вероятен и обратный переход чело­века в обезьяну, совершающийся почти на наших глазах» [3, С. 177].
В XVII в. Коменский предсказал синергетическую картину мира ХХ в., только сделал это в виде замечательной детской считалочки:

В мире всё коловращенье, посредине лишь спасенье.
Посредине кто не сел – тот закрутился и слетел [1, С. 136]

Классическая педагогика – педагогика динамического равновесия лич­ности, её устойчивости и адаптивности в любых социальных и личных ситуациях. И «компетенция», и «метапредмет», и «образовательный стандарт» в одном флаконе. Мудрость идёт впереди науки, наука без мудрости рискует превратиться в схоластику.

Библиография
1. Коменский Я.А. В мире всё коловращенье// Лабиринт света и рай сердца. – М.: МИК, 2000. – 2000. – 320 с.
2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: Художественная литература, 1064. – 671 с.
3. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. – М.: Книжный Клуб Книговек, СПб.: Северо-Запад, 2010. – 608 с.
4. Платонов А.П. Сокровенный человек// Собр. соч.: В 3 тт. – Т. I. – С. 328-397.
5. Рубинштейн М.М. Проблема учителя. – М.: Академия, 2004. – 176 с.

Электронные ресурсы
2.1. Государственная программа города Москвы «Столичное образование» на 2012-2016 гг.// http://www.mos.ru/documents/index.php?id_4=127258
2.2. Стратегия 2020// 2020strategy.ru

Похожие статьи:

НовостиГжель. Школа - очаг культуры местности

Прогностика. Образование для будущегоПедагог и прогностика

НовостиШкола. Расширение жизненных планов человека

В классе у МастераСухомлинский. Школа под голубым небом

Прогностика. Образование для будущегоШкола как центр культурного развития региона народного промысла

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.