Разделы статей

Педагог и прогностика

27 января 2015 - Сергей Пимчев
Педагог и прогностика
Пимчев С.П.

Педагог и прогностика

Кажется, будто прорвало! Каким-то образом подспудно копилось лет двадцать, и вот – проявилось! Тысячи родителей стали разбираться в преимуществах одной школы перед другой, вникая в различия между образовательными моделями с таким же усердием, как это делают при покупке автомобилей. Школьный сайт посещается чаще автосалона. Эффективностью работы учителя интересуются как мощностью двигателя. Это – самый значительный и решающий фактор влияния на образование, поскольку он основывается на корневых, и сейчас вполне осознанных, интересах тысяч и тысяч людей.
С другой стороны, школа, учитель поставлены, ещё, возможно, не осознав этого до конца, в необычную ситуацию необходимости внимательно присмотреться, прислушаться к родительскому запросу, точно его понять и педагогически интерпретировать. Ведь при таком условии развивать образовательную систему школы придётся совершенно на ином основании – не вообще, исходя из соображений «всеобщей пользы», а как объект инвестиций: времени, сил, средств со стороны родителей и самого ребёнка в собственное будущее. Инвестиций, которые должны иметь обратную отдачу в виде конкретных достижений и успешности каждого ученика.
Такие понятия, как «достижения», «успешность» вошли в педагогический лексикон, но… Можем ли мы назвать успешным молодого человека, хорошо сдавшего экзамен единый и государственный, но не способного защитить себя на улице от сверстника-хулигана? Успешна ли девушка-отличница, не приученная к домашнему женскому труду? Каковы на самом деле достижения победителей конкурсов и олимпиад, не научившихся крепко дружить, оказывать надёжную поддержку товарищу или же решительно отстаивать перед лицом сильнейшего свою правду? Согласитесь, что, на самом деле, счастье человека по-настоящему зависит именно от таких вопросов. К сожалению, фиксируемые образовательные результаты, мягко говоря, нередко с ними расходятся. Не вдаваясь в перипетии дискуссий о требованиях ЕГЭ и содержании ФГОС второго поколения, рискну утверждать, что они не особенно убедительно подвигают дело к ликвидации обозначенного разрыва, хотя, кажется, декларируют это. Дети же, однако, вырастают незаметно…
Для разрешения, или смягчения, данной проблемы организуется обучение педагогов образовательной прогностике. Цель – помочь педагогу освоить исходные принципы и методы прогностического анализа, получить его базовый опыт, необходимые и достаточные для самостоятельной разработки прогностического содержания образования. Речь идёт о минимуме содержания непрерывного педагогического образования (повышения квалификации педагогов) в области прогнозирования, своего рода образовательном стандарте для педагогов. На сегодняшний день его апробированная авторская версия состоит из следующих компонентов:
- выявление значимой социально-педагогической проблемы, т.е. проблемы, имеющей существенное значение для общественной и личной жизни человека;
- проблемно-ориентированный анализ собственного профессионального педагогического опыта на предмет определения элементов успешного решения выявленной проблемы в образовательном процессе (точнее, её проекции на образовательный процесс);
- освоение базового уровня научного аппарата исследования, а именно методологических понятий: актуальности исследования (анализа исходной образовательной ситуации), проблемы, цели, задач, предполагаемой новизны, ожидаемых результатов, темы исследования;
- применение научного аппарата для анализа и обоснования выявленной проблемы и её решения;
- аналитическое описание содержания педагогической деятельности по решению проблемы;
- представление авторского подхода в виде модели (моделирование);
- выступление на научно-практической конференции;
- оформление научного текста по правилам для публикации (подготовка научной статьи).
Данное содержание образования осваивается педагогом в течение учебного года, в завершение которого проводится научно-практическая конференция, а на основе её материалов составляется и публикуется отдельный сборник статей авторов. Когда на определённой базе такая работа организуется систематически, то по нескольким последовательным, оптимально – ежегодным, сборникам мы можем судить о развитии образования, т.е. о динамике и характере изменений, прежде всего, в содержании и организации образовательного процесса, а также квалификации педагогических кадров.
Прогностика и прогнозирование как учебный предмет для педагогов проходят апробацию на протяжении ряда лет, в частности, в Северо-Западном учебном округе г. Москвы при активном партнёрском участии Окружного методического центра. В мае 2011 г. по итогам учебного года проведена очередная завершающая конференция по теме «Образование и город: научный анализ как окружной (субрегиональный) компонент содержания непрерывного педагогического образования (на примере Северо-Западного административного округа)». Материалы готовятся к печати. На примере некоторых докладов охарактеризую основную направленность предпринятого авторами анализа, его главное прогностическое содержание.
Доклад М.В. Ивановой-Лекаревой по теме «Личное время ребёнка как источник и ресурс развития» обращался к такой стороне человеческой жизни как личное время. Анализ показал, что личное время вообще не является элементом содержания школьного образования. Дети практические не принимают в расчёт его свойства, имеют ошибочное представление о нём как о неограниченной субстанции, просто не придают ему значения. Между тем, в жизни взрослых самый главный дефицит современной жизни – дефицит именно времени. Следовательно, управлять личным временем необходимо обучать с раннего детства. Автор представляет разрабатываемый спецкурс по данной проблеме.
В докладе О.И. Босак «Русская душа и русский характер: школа родной культуры как способ само­со­хранения народа» раскрыты особенности организации музейной работы в школе, направленной на развитие национального самосознания школьников. Большой город, мегаполис так влияет на человека, что «душа не обязана трудится», а «характер не закаляется». Человек вырастает беззащитным перед самыми безобидными обстоятельствами жизни.
Сообщение А.И. Шевченко называлось «Роман Бога о человеке… Разработка экспериментального элективного курса «Поэзия. Ожидание открытия» (на основе русской поэзии второй половины XX в.)». Автор обратил внимание на такую негативную тенденцию современной жизни, как технократизация, сужение пространства проявления для истинно человеческой сущности: творчества, эмоций… Обращение школьников к поэтическому творчеству призвано снять эту проблему. Развивая мысль автора, можно сказать, что «затыкая» человеческие чувства, мы «консервируем» гремучую смесь, которая затем выходит из-под контроля самого человека, делая его жертвой собственных глубинных комплексов или объектом внешней манипуляции.
Доклад Л.А. Джиджавадзе «Откуда у хлопца китайская грусть? Современные особенности образователь­ной среды школы при изучении китайского языка: принципы, содержание, способы, формы» посвящён анализу организационно-педагогических условий изучения китайского языка в московской школе. Но в чём, на мой взгляд, может заключаться более широкий социокультурный смысл и политический контекст? Последние двадцать лет истории России прошли под флагом западноевропейских либеральных ценностей, европоцентризма. Испытывая глубокое уважение к высоким образцам европейской культуры, социальной организованности, экономической рациональности, мы должны признать, что когда «особенную стать» России политически навязчиво и настырно меряют европейскими лекалами, то Европе всё равно, а нам нехорошо. Но дальше европейской приёмной нас не пускают. Уверен, что если мы, как страна, больше станем проявлять интереса к Востоку, то стучаться с Запада будут уже в нашу приёмную. Хотя обращение к Китаю имеет, по известным причинам, и самостоятельный смысл.
«”Хочу знать!”. Особенности организации исследовательской деятельности как способа развития познавательного интереса школьников» – ещё одна важная тема. Авторы: Е.А. Вязоветская, С.В. Кочеткова, И.В. Серебрякова. Главная проблема состоит в том, что школьники после участия в исследовательских проектах готовы сказать часто (вместе с родителями): «Ничего больше не хочу!». Познавательная деятельность вместо того, чтобы приносить радость открытия, счастье выполненного сложного труда, нередко становится грубой профанацией научного творчества, приносит усталость. В чём корень проблемы? Как можно избежать такого пагубного отношения? Это выбранный предмет анализа.
Автор доклада «Интеллектуальные ресурсы школы как “точки роста”» Л.М. Абрамкина оценила интеллектуальный потенциал гимназии, в которой работает: творческие достижения педагогов и школьников. Анализ показал как большие неиспользованные возможности людей, так и недостаточно созданные управленческие условия для проявления и стимулирования этих возможностей, которые отличаются, с одной стороны, практической полезностью, с другой стороны, свободной доступностью.
По традиции, мы всегда стремимся на педагогических конференциях и в сборниках проводить тему Великой Отечественной войны. И сейчас этому посвящены два доклада: «Музей живой памяти “Невоевавшие о войне”» (автор О.А. Ткачёва), «”Я верю…”. Создание воспитательных ситуаций сопричастности истории и бу­дущему (на примере воспитательной деятельности школьного музея Великой Отечест­венной войны им. гене­рала И.В. Панфилова)» (автор Т.В. Трушкина). В обоих докладах речь шла о школьных музеях, о поиске новых способов разговора с молодёжью об Отечественной войне. Главное заключается в том, что в современной идеологической борьбе (я не оговорился – именно борьбе, но эта тема для отдельного разговора) имеет место тенденция «дегероизации», «демифологизации» истории Великой Отечественной войны. Хотя многие герои, и «мифы», которых пытались «опровергнуть», всё-таки «подтвердились», идёт поиск новых сюжетов, других тем для «размывания» национального самосознания путём калечения исторической памяти о жертвенном, мученическом подвиге нашего народа. Кому это выгодно? Адресую заинтересованного читателя в архив американского радио «Свобода».
Таким образом, краткая аннотация нескольких тем вполне раскрывает прогностическое содержание сделанного авторами-участниками конференции социально-педагогического анализа. Что не получилось, как хотелось? Вопросы, требующие к себе внимания:
- не всегда удавалось выдержать аналитический стиль доклада, происходило «сползание» к стилю отчёта; надо помнить, что аналитический доклад – не рассказ обо всём, но о главном относительно выбранной проблемы и темы, раскрытие главного, его обоснование;
- превышение 10-минутного регламента доклада;
- аналитический доклад непросто сделать интересным для слушателей, но к этому необходимо стремиться путём, прежде всего, чёткой и логической структуры содержания, использования выразительных средств, включая мастерство публичного выступления;
- перегрузка презентаций текстами.
Что дальше? Какой представляется дальнейшая исследовательская программа для педагогов?
Нам надо яснее представить тип и характер будущего общества, каким оно может быть через 15-20 лет, когда нынешние школьники станут полноценными работниками и активными гражданами. Но главное – черты человеческих отношений, возможные характеристики деятельности человека, состояние ума и души. Такое представление могло бы получить отражение с помощью категории жизненного пути. С педагогической точки зрения важно конкретно понять, что именно будет помогать человеку состояться в жизни, а что именно, какие «волчьи ямы» будут его подстерегать. Именно в изучении, отборе, учёте данных условий, их интерпретации в образовательном процессе заключается прогностическое содержание программ обучения и воспитания. Схематически описанный подход можно осуществить в Прогностической матрице жизненных ситуаций человека (рабочей открытой модели). Поскольку матрица может оказаться развёрнутой, только обозначу её структуру (столбик «Экстремальные ситуации» не дробится по возрастам в силу непредсказуемости момента возможных ситуаций).

 
 
Прогностическая матрица жизненных ситуаций человека
(рабочая открытая модель)

 

На протяжении жизненного пути человек встречается не со всеми ситуациями одновременно. На определённом этапе жизненного пути, «круге жизни», преобладание получают те или иные ситуации, их совокупность, что более наглядно можно показать на следующей схеме:

Каждая окружность – это специфическая совокупность жизненных ситуаций, свойственных, как правило, определённой возрастной категории. В увеличенном «масштабе» структуру одной окружности, «круга жизни», можно представить так:

На каждом жизненном этапе для человека актуализируются 2-3 жизненно значимые проблемы, которые ранее ему не приходилось решать, и, не решив которые, ему не «продвинуться» далее по жизни.
Предложенный подход заметно может повлиять на структуру содержания образования: от предметного принципа построения (соответствующего структуре «Большой науки») – к антропологическому (соответствующему структуре жизненных отношений человека). На самом деле, он не отменяет предметный принцип и не противоречит ему! Под предметное знание подводится иной – антропологический – контекст, что требует, естественно, видоизменения предметного знания в отношении его объёма, направленности, акцентов, форм подачи. Благодаря антропологическому контексту в образовательном процессе знание перестаёт быть только идеальной самоценностью (хотя это важно), «искусством для искусства», оно становится в прямом смысле нужным, необходимым – для человека.
При составлении антропологического контекста из жизненных ситуаций необходимо иметь в виду следующую тонкость. Можно составить некоторый относительно «объективный» универсальный перечень жизненных ситуаций, собственно говоря, заполнить Прогностическую матрицу. Однако многолетняя практика научного сотрудничества с педагогами показывает, что каждый педагог, имея в виду конкретных учащихся и опираясь на собственный опыт работы, выявляет особенную, именно для его деятельности значимую проблему для специального изучения. Эти индивидуальные проблемы у разных педагогов не повторяются, что вполне естественно. Следовательно, необходимость в универсальной матрице существует как в ориентире, но акцент делается на поощрении творчества самого педагога, совершенствованию его общей исследовательской подготовке и, особенно, обогащении личного жизненного опыта. «Воспитатель, – отмечал К.Д. Ушинский в фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868 г.), – должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всём его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные мотивы самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Только тогда будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния – а средства эти громадны!».
Для педагогической конференции следующего учебного года можно предложить такую тему: «Жизненный путь человека как предмет педагогического изучения».
Цель: разработать, смоделировать прогностические педагогические ситуации, отражающие перспективные жизненные ситуации человека.
Задачи:
1. Выявить перспективные жизненные ситуации человека.
2. Определить организационно-педагогические условия их моделирования в образовательном процессе, дать им педагогическую интерпретацию.
3. Описать и обосновать конкретные прогностические педагогические ситуации.
Ожидаемые результаты: описания перспективных жизненных ситуаций человека; описания прогностических педагогических ситуаций.
В заключение приведу интересное педагогическое наблюдение историка, мудреца И.Е.Забелин о воспитании из его «Записных книжек» (за 1861 г.): «Всякая история зависит от того, как развито лицо. Если нет в нём возмужалости, т.е. самостоятельности, не будет её и в дальнейшем ходе жизни. Если лицо посто­янно держится в пелёнках, то ребёнок и будет таким во всей частной и политической деятельности. Признайте в нём мужа, а не отрока, детского, пасынка, тогда вы уви­дите его силу и в об­щих делах.
Молод – вот мнение века. Мужи были только аристократы, а остальные – детские, дети боярские или смерды.
В Америке мальчик уже самостоятелен как взрослый, потому что окружён доверием к его силам, хотя и находится под надзором. Оно конечно, немцы тоже относятся к детям, но разница в том, что они видят в ребёнке силу, а мы бессилие, которому должно помогать. Отчего у немцев мальчуганы и девчата смотрят на вас светло, смело, а наши тупо, боязливо, стыдливо. Мальчуганы от 8 до 14, человек 10 в Нейенбурге пьянствовали, и всё шло отлично, в порядке. У нас в смелом и как бы свободном мальчике есть более дерзости, наглости, нахальства – вот наша свобода. Такая свобода, видно, как будто украдена, т.е. не прямым, открытым путём выработана, а воровски. Оттого мальчуган и глядит отчаянным вором. У немца более человечного взгляда на ребёнка, т.е. именно в смысле силы, новой, продолжающей его собственную силу, а у нас как на животное в смысле бессилия детского, как продолжение того же бессилия, которое имеет отец. Эти взгляды таятся в глубине и их очень мудрёно подсмотреть. Разве не детское бессилие, что выборный и выбирающий становятся на колени. Детство. А все выборы царей, Годунова, Романова и прежде князей – детство в словах, в предложениях, мыслях».
Дети вырастают незаметно…

Похожие статьи:

НовостиК 115-летию со дня рождения Михаила Николаевича Скаткина (1900-1991 гг.)

Золотая библиотекаВиктор Николаевич Сорока-Росинский. Пути национальной школы

Прогностика. Образование для будущегоВозвращение к Дому, или Судьба человека и школа

Прогностика. Образование для будущегоШкола как центр культурного развития региона народного промысла

Прогностика. Образование для будущегоПрогностическая культура учителя: сокровенный человек versus граммофон?

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.