«Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную», — подметил остроумно Козьма Прутков.
На базе Речицкой школы, что в подмосковной Гжели, 8 апреля 2016 г. состоялся Международный открытый педагогический семинар по теме «Школа как центр культурного развития региона народного про-мысла». Педагогический коллектив вместе с учениками делился с гостями своими достижениями. Участники семинара: руководители школ Раменского района, педагоги школ из Москвы с группой школьников, педагогическая команда из Российского университета дружбы народов. Почётными гостями школы и Гжели стали международные партнёры Речицкой школы из Посольства Чешской Республики, Посольства Республики Эль-Сальвадор. Семинар прошёл в рамках международного проекта COMENIUS-425, посвящённого 425-летию великого чешского, славянского мыслителя и педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.) в 2017 г. А это значит, что главный предмет разговора – о том, как жить в современном обществе человеку и что может сделать школа, её педагогический коллектив и образовательная система, чтобы создать человеку духовный, интеллектуальный «задел» для уверенного жизненного старта, надёжной навигации по жизненным проспектам и перекрёсткам.
Руководители в по-деловому кратких приветственных словах отметили значение образовательной системы Речицкой школы как школы – одного из лидеров Раменского района, постоянно находяще-гося в педагогическом поиске, для региона традиционного народного художественного промысла Гжель – поддержкой художественных и местных общественных традиций, новаторскими проектами, направленными на изучение и прославление малой Родины.
Рабочий президиум (слева направо): Галина Николаевна Голинкова, Глава сельского поселения Гжельское,
Яна Андреевна Айвазова, заместитель Председателя Комитета по образованию
Администрации Раменского района,
Наталия Васильевна Гребенникова, директор Речицкой средней школы
Тёплые слова приветствий прозвучали из уст зарубежных гостей: заместителя Чрезвычайного и Полномочного Посла в Российской Федерации Петера Кроужека и Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Эль-Сальвадор в Российской Федерации Клаудии Иветте Канхура де Сентено:
Петер Кроужек Клаудиа Иветта
Канхура де Сентено
Петер Кроужек специально подчеркнул ценность для отношений между Посольством и школой проекта COMENIUS-425. Благодаря сотрудничеству школьники и педагоги Речицкой школы постоянно бывают гостями Посольства Чехии, прекрасном историческом здании в центре Москвы, практически живом музее, открытом для российских детей и педагогов. Чешское посольство не только приглашает на культурные мероприятия, но и инициирует просветительские, образовательные проекты, открывающие «окно» в мир чешской и европейской культуры. С другой стороны, они дают возможность рассказать – в танце, стихах и песнях, картинах и фотографиях – о России, её истории, культуре, искусстве, людях.
Многолетним другом школы является Российский университет дружбы народов. На семинар из РУДН приехала педагогическая команда под руководством заведующего кафедрой, доктора исторических наук, профессора В.В. Блохина. Университетские коллеги пригласили Речицкую школу представить в апреле на интернациональном празднике в РУДН русскую культуру:
:
Владимир Блохин и коллеги из РУДН
Чжен Цзянмин, аспирантка из Китая
Директор Речицкой школы Н.В. Гребенникова предложила вниманию аудитории краткий аналитический доклад о развитии образовательной системы и образовательной среды школы по теме семинара. В качестве эпиграфа автор выбрал высокие слова советского украинского педагога В.А. Сухомлинского: «Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова». Она предложила сделать 2018 г. – годом Сухомлинского в связи со 100-летием со дня рождения педагога. Доклад носил программный характер, в нём нашли отражение ключевые направления развития школы: поддержка художественных и ремесленных традиций Гжели, духа местной общины, изучение культурных традиций гжельского предпринимательства и воспитание предприимчивости – вместе с социальной направленностью (в Гжели среди фабрикантов были свои меценаты), организация социальных практик. Отдельный тезис – изучение педагогического опыта (в том числе советского) воспитания лидеров. В критической ситуации лидер принимает решение, берёт на себя ответственность. Лидерами не рождаются, лидерами становятся. И в Гжели такие лидеры проявляли себя. Хорошо известна, например, семья Куриновых: изучению семейных традиций выживания в критических исторических обстоятельствах был посвящён один из учебных проектов представителя этой семьи. Лидеры заложили основы гжельского образования: Генеральный директор ПО «Гжель», Герой Социалистического Труда В.М. Логинов, его соавтор и помощник А.А. Андреева. На плечах предшественников стоят те, кто развивает гжельское образование в современных исторических условиях.
Наталия Васильевна Гребенникова
Обогащение образовательной среды школы новыми жизненными отношениями, их осмысленная «переработка», интерпретация педагогами при организации образовательного процесса – путь развития, который позволяет раскрывать для личности новые жизненные планы, учит осмыслению собственной стратегии жизни, воспитывает готовность к её осуществлению.
Всё это очень близко и даже составляет суть педагогического учения Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). «Время Коменского» — название доклада С.П. Пимчева, кандидата педагогических наук, руководителя научно-педагогического портала «Куна». Автор показал Коменского как наследника мировой культурной славянской традиции, её творческого продолжателя. Достижения мыслителя и просветителя признаны лучшими людьми мира – современниками и потомками. Значение его творческого наследия становится только актуальнее. Автор выразил надежду, что в 2017 г. празднование 425-летия Я.А. Коменского станет и педагогическим, и общественным событием.
Педагогическим коллективом школы подготовлена для участников широкая – на выбор – дальнейшая программа знакомства с образовательной системой. В рекреациях организованы выставки юных художников, выступления юных музыкантов:
Речицкая школа возродила традиции гжельских ярмарок: с песнями, бесшабашными зазывалами и товарами, от которых разбегаются глаза:
Школьный музей крестьянского и советского быта постоянно пополняет экспозицию благодаря творческой команде юных историков и экскурсоводов:
Следующим этапом семинара стал "Творческий калейдоскоп". Участники на выбор могли вместе с коллегами и школьниками принять участие в бизнес-игре, пообщаться в "чайной в Речицах", заняться лепкой и т.д. Наша подгруппа пошла на деловую игру "Выборы", где было смоделировано участие ребят в выборах в Государственную Думу в сентябре этого года. Интересно, что, как правило, руководителями проектов выступили профессионалы-практики. Нашу игру "Выборы" проводила и комментировала главный эксперт администрации сельского поселения Гжельское Ольга Петровна Сивова:
Интересно, что Петер Кроужек участвовал в выборах в России и Европе как эксперт и наблюдатель, прекрасно знает выборную "кухню". Он с большим интересом наблюдал за деловой игрой и затем поделился своими опытом и наблюдениями. Как эксперт, он высоко оценил продемонстрированную процедуру организации выборов:
Петер Кроужек комментирует деловую игру "Выборы"
Центральное событие семинара – авторские открытые уроки педагогов. Для тех, кто постоянно бывает в Речицкой школе, имена этих талантливых педагогов, мастеров своего дела хорошо известны. Кратко назову эту часть повестки дня:
1. Концепт «ремесло». Светлана Евгеньевна Балашова, учитель русского языка и литературы.
2. Что дороже золота? Сергей Геннадьевич Сергеев, учитель географии.
3. Путь к читателю (Л. Кассиль. «Ранний восход»). Светлана Николаевна Ригина, учитель русского языка и литературы.
4. В страну Литературию через сказочную «Гжель». Инна Леонидовна Позляева, учитель начальных классов.
5. «У меня растут года…». Татьяна Анатольевна Карасёва, руководитель изостудии «Синяя птица».
В программу вошёл авторский урок учителя русского языка и литературы из школы № 1747 г. Москвы Галины Ивановна Михеевой: «"Век живи – век люби", или Чтобы не стать манкуртами».
Галина Ивановна Михеева и Петер Кроужек
Таким образом, участники семинара имели широкий выбор, «куда пойти учиться». Я вместе с московскими ребятами попал на занятие изостудии «Синяя птица» под руководством Татьяны Анатольевны Карасёвой. Ремесло интересно тем, что в процессе деятельности интегрируются знания и умения, кажется, из совершенно разных областей деятельности. Для гжельского ремесла, прежде всего: искусство и технология, творчество и чёткая дисциплина технологического процесса. Такая интегративная модель деятельности и закладывается в начальной школе: мастер-класс (фактически это был мастер-класс) это в полной мере продемонстрировал. Педагогу помогали люди, имеющие непосредственную производственную практику, — родители учеников: Галина Борисовна и Светлана Борисовна, активно участвовавшие в занятии подсказками и комментариями:
Московские школьники в конце занятия сделали первые в своей жизни наброски гжельской росписи, которые они с гордостью увезут домой:
После трудового дня всех участников ждал вкусный обед, где они обменялись своими впечатлениями и наблюдениями, сказали в адрес школы, школьников и педагогов добрые слова и пожелания:
Председатель Комитета по образованию Раменского района Наталья Александровна Асеева
даёт оценку семинару
И к этим словам, я уверен, пренепременно присоединится Козьма Прутков: «Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни».
Посмотрите репортаж Раменского телевидения: http://www.ramtv.ru/viewnews.php?date=11.04.2016&n=4
Похожие статьи:
Новости → Гжель. Школа - очаг культуры местности
В царской ложе → Наталия Гребенникова. Птицей над Гжелью
Прогностика. Образование для будущего → Прогностическая культура учителя: сокровенный человек versus граммофон?
Проехаться по России. Образовательные путешествия → Гжельская экологическая тропа
В классе у Мастера → Сухомлинский. Школа под голубым небом