Почему-то принято считать, что русский мужик крепок задним умом. Имеется в виду, что он дотумкает не до того, как надо, а только после того, когда уже поздно бывает. С чего это так? В том смысле, почему так кто-то считает? Как раз мужик-то всё вперёд и продумает, и просчитает, и подходец найдёт. Ему любое дело доверить можно. А вот те, кто крепки задним умом на самом деле, то не мужики. Те так — фиговые (ударение на второй слог) листочки. Сдуть бы их.
Ну, что, послушаем мужика (белорусского)?
Василь Быков. Обелиск (1972)
Отрывок
Наверно, мы все-таки плохо знаем и мало изучаем, чем было наше учительство для народа на протяжении его истории. Духовенство – это известно, здесь еще есть более или менее достоверная картина. Роль попа, ксендза на каждом историческом этапе прослежена. А вот что такое сельское учительство в наших школах, что оно значило для нашего некогда темного крестьянского края во времена царизма, Речи Посполитой, в войну, наконец, до и после войны? Это сейчас спроси любого огольца, кем он станет, как вырастет, – скажет: врачом, летчиком, а то и космонавтом. Да, теперь есть такая возможность. И в действительности так бывает, до космонавта включительно. А прежде? Если рос, бывало, смышленый парнишка, хорошо учился, что о нем говорили взрослые? Вырастет – учителем будет. И это было высшей похвалой. Конечно, не всем достойным удавалось достигнуть учительской судьбы, но к ней стремились. Это был предел жизненной мечты. И правильно. И не потому, что почетно или легко. Или заработок хороший – не дай бог учительского хлеба, да еще на деревне. Да в те давние времена. Нужда, бедность, чужие углы, деревенская глушь и в конце – преждевременная могила от чахотки… И тем не менее, скажу тебе, не было ничего более важного и нужного, чем та ежедневная, скромная, неприметная работа тысяч безвестных сеятелей на этой духовной ниве. Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей. Пусть, может, я и ошибаюсь, но так считаю.
Похожие статьи:
Новости → Учителя Москвы на "Академии урока" в Минске
Прогностика. Образование для будущего → Педагогическая деятельность глазами учителя
Пикейные жилеты считают → Учитель на глобальной шахматной доске
Главшкола → Развитие образовательной системы в условиях системного кризиса
Пикейные жилеты считают → Будет ли педагогическая весна?