Баева Вера Анатольевна
учитель русского языка и литературы
школы № 1747
(Москва)
Педагогическая деятельность в
современной школе глазами учителя:
жизнь и судьба классического
педагогического идеала
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Значимость личности учителя в современной школе и в обществе в целом невозможно переоценить. Чтобы идти в ногу со временем, учитель должен быть профессионалом своего дела. Про многих моих коллег можно сказать, что это на самом деле так и есть.
Но вот парадокс. В одном из исследований, которое было проведено в различных городах и регионах России на тему «Любимый учитель», из 72 опрошенных человек одна треть призналась в том, что у них никогда не было любимого учителя. Созданные ими образы «нелюбимого учителя» были чудовищными: учитель без лица, учитель без ушей, учитель с пустыми глазницами и т.д. В своих пояснениях ребята написали, что горьким фактом для них является то, что они не помнят лиц своих учителей. В представлении школьников учителя были лишены индивидуальности, чуткости, человечности. В чём причина подобной оценки педагогической деятельности? Вот на эту тему я и хочу немного поразмышлять.
Личность педагога становится ключевым звеном в школьных изменениях. Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, а чтобы школа попала в различные "топы", чтобы по сдаче ЕГЭ были 100-балльники, да и ещё как можно больше, чтобы выполнить все тесты Московского центра качества образования, СТАТГРАДА на 80-100% качества и т.д., и т.п. Учитель поставлен в очень жёсткие условия. Как сказано в книге Кэрролл «Алиса в стране чудес»: "Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее".
Запыхавшийся учитель, который раньше был "центром Вселенной", а теперь - растерявшийся и не понимающий, какие выбрать приоритеты, чему учить, что говорить и как себя вести - вот "образец" классического педагогического идеала в современной школе. А ведь педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества по развитию личности. И мир личности шире, чем задания ЕГЭ, особенно это касается развития духовных качеств человека. Душу нельзя определить какими-то тестами или правилами их заполнения. И здесь вспоминается лаконичная и, вместе с тем, ёмкая мысль отечественного педагога К.Д. Ушинского: «…Всякие уставы, предписания, программы – самые дурные проводники идей… Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель, и если можно приводить в исполнение идеи других, то проводить чужие убеждения невозможно»[1].
«Школа» в переводе с латинского означает «лестница», по ступенькам которой восходит ученик. Учитель указывает направление, а ученик самостоятельно проходит свой путь. Строить эту лесенку для каждого свою, кому-то пологую, для кого-то покруче, помогает учитель.
Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами сидит Будущее России. И в этом Будущем мне предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. Нельзя выявить с помощью тестов, какими должны быть мои ученики, а какими не должны, невозможно натаскать в них какие-то привычки, как собачкам в цирке. Следуя отечественной традиции, красота души учителя России рассматривается как уникальное национальное достояние нашей страны. От гуманности его мышления, уровня сознания, интеллекта и глубины культуры зависит умение в столь сложное время происходящих в стране глобальных перемен не только передать детям всё богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь его, развивать духовные традиции многонациональной России. «Судьба будущей России лежит в руках русского учителя – преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Он (учитель) должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твёрдо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребёнке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой собственности».[2] Эта мысль И. Ильина в полной мере соотносится с современными задачами воспитания личности, т.к. информационная среда, которая «окружила и заарканила» наших детей, убивает в человеке человеческое.
Ежедневно информационный поток обрушивает на нас сообщения о чудовищных преступлениях, жертвами которых становятся самые беззащитные - женщины, дети. Многочисленные телепередачи с названиями «ЧП» «Происшествия», «Суд и закон», «Дом-2» и т.д. - всё это не так безобидно, как кажется. Молодое поколение и особенно дети жадно впитывают этот мутный поток, который приводит к резким негативным явлениям.
Известное сталинское выражение «Кадры решают всё» остаётся актуальным и в XXI веке. Важно, чтобы в погоне за новой порцией негатива массовое общественное сознание не смешивало педагогику со сферой услуг, а сам учитель за обрушившейся на него лавиной «важных» бумаг помнил о духовной сущности своего труда и стремился к актуализации духовно-нравственной составляющей образовательной деятельности.
Великий педагог К. Д. Ушинский говорил: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем наполнение головы познаниями...". В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость - её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Посмотрите в свете последних событий в Крыму на тот факт, что люди жертвуют жизнями, чтобы быть гражданами России, а у нас во многом идёт активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающее попытку духовного покорения России «мирным» путём.
Моё поколение было воспитано на тех образах, которые призывали любить свою страну, защищать и созидать её. Для нас героями были Д. Донской, Александр Невский, защитники страны от наполеоновского нашествия М. Кутузов, Д. Давыдов, учёные Д. Менделеев и А. Столетов, просветитель К. Ушинский, лётчики А. Покрышкин и И. Кожедуб, Зоя Космодемьянская, маршал Георгий Жуков и космонавт Юрий Гагарин, Сергей Королёв, Мстислав Келдыш, Сергей Капица - все те, кто возвеличил и прославил наше государство. Уже со школьного возраста мы мечтали о том, чтобы встать рядом с этими людьми. А сегодня, я думаю, мы живём в каком-то "странном" мире. В качестве образцов нам показывают совсем не тех, на кого нужно равняться, не героев, а, скорее, антигероев. На экране - кровь, ужасы, разбой, страдания людей. Все знают Ф.И.О. офицера МВД Евсюкова, расстрелявшего мирных граждан, но ни в одной информации СМИ не дана фамилия милиционера, который шёл на пули, обезоруживая Евсюкова. Нас пытаются убедить в том, что нет больше героев, кончились, был-де «последний герой», да и тот вышел. Не так всё это. Есть герои, которые защищают целостность страны, оберегают нас от насильников и бандитов. Милиционеры, которые заслонили собой детей от вооружённого ученика. Что, и это не герои? Так вот о них надо детям рассказывать учителям, т.к. им ещё верят пока и к их мнению прислушиваются. Надо чтобы в обществе возникло иное настроение, чтобы мы почувствовали себя страной, способной выжить, способной к прогрессу, где созидание и героизм являются базисными началами в жизни страны.
Осознание нового статуса современного школьного учителя, важности его социальной роли в условиях новой образовательной парадигмы ориентирует его на формирование у себя несколько иных знаний, качеств и способностей, которые оказываются востребованы для выполнения этих новых (которые часто "старые") функций его профессиональной деятельности в наши дни.
События недавнего прошлого показали, что экономическая нестабильность и резкая социальная дифференциация общества, падение духовных ценностей оказали крайне негативное влияние на общественное сознание. Прежде всего, это коснулось молодежи, у которой выработалось неадекватное отношение к своей стране, критическое восприятие исторического и культурного прошлого и, как следствие, наметившийся общий упадок культурного уровня. У значительной части современной российской молодёжи под влиянием субъективных и объективных факторов, среди которых не последнюю роль сыграли средства массовой информации, кино и телевидение, произошла подмена содержания понятия «патриотизм» такими категориями, как «национализм» и пр. Резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Таким образом, растёт и уже выросло общество потребления. Чтобы удержать страну, общество должно вернуться к воспитанию представления о моральных ценностях.
Недавно, на одном из симпозиумов ведущего академика-физика корреспондент спросил: «Что нужно сделать для того, чтобы поднять отечественную космонавтику на уровень советского времени?». Академик ответил: «Увеличить количество уроков литературы в школе. Необходимо повышать духовную составляющую в воспитании наших детей!». Будет преступлением, если мы сведём на нет преподавание литературы в школе.
Для комплексного анализа необходимо подбирать также такие тексты, которые рассказывали бы о наших великих людях, которые прославляли Россию, о наших памятниках, о местах боевой славы и воинских подвигов. В качестве подтверждения своих мыслей нужно приводить слова известных людей, чтобы дети часто слышали о них. Когда на уроках мы описываем внешность человека, то надо обращать внимание, в первую очередь, на душевное в человеке: глаза, взгляд, лицо и т.д., а не на одежду, что считают главным наши ученики сейчас, т.е. нам надо приучать детей, чтобы у нас был свой взгляд на человека, на его портрет, одежду и на многое другое.
Необходимо обращать внимание ещё на тот факт, когда идёт прямая спекуляция именами великих людей, а ещё проще, когда СМИ пытаются переиначивать их мысли, как было со словами А.В. Суворова.
В итоге хочется сказать: несмотря ни на какие проблемы современности главное в школе – это люди, а затем уже учебные программы и методы преподавания. И снова напомнить кодекс классического педагога:
- Учитель верит в успех своих учеников, но ещё в большей степени верит в то, что сам способен на многое.
- Учитель ориентирован на создание позитивной атмосферы класса и школы.
- Учитель должен быть великодушным. Обладая способностью прощать и извлекать уроки из собственных ошибок, умеет анализировать сделанное, ориентируясь на высокие идеалы.
- Учитель легко предоставляет детям кредит доверия и старается относиться к каждому ученику так, как относился бы к самому лучшему.
- Учитель помнит о том, что учеников надо готовить к сдаче стандартизированных тестов, но при этом школьную жизнь старается сделать праздником для детей.
- Учитель проявляет заботу о своих учениках, поскольку эмоциональная сторона обучения не менее важна.
Ведь только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
Желаю всем учителям, чтобы ученики признавались в будущем в том, что у них есть любимый учитель, которым были бы именно вы. Как говорил К. Ушинский: «Личность воспитателя значит всё в деле воспитания».
[1] Ушинский К.Д. Соб. сочинений: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М.-Л., 1950. – Т.8. – С. 21-22.
[2] Ильин И. Русский учитель //Опыты православной педагогики. – М.,1993, с.196.
Похожие статьи:
Новости → Учителя Москвы на "Академии урока" в Минске
Главшкола → Развитие образовательной системы в условиях системного кризиса
Пикейные жилеты считают → Учитель на глобальной шахматной доске
Пикейные жилеты считают → Будет ли педагогическая весна?
Главшкола → Школа. Идейная борьба за тебя