Есть мнение, что экономический кризис в России носит системный характер (например, интервью: http://www.golos-ameriki.ru/content/vv-igor-nikolaev-interview/3112257.html). Это приведёт к неизбежным изменениям в социальной политике, в том числе образовательной. Что произойдёт прежде всего? Система образования никогда не "купалась" в деньгах, но финансовых средств будет ещё меньше, всякого рода сокращений и ограничений - больше. Даже в сравнении с кризисными 90-ми. Либералы 90-х были ближе к своим идеалам и хоть как-то присматривались к общественному мнению (возможно, даже из чувства опасности). Сейчас это напрочь отсутствует. Надо отдать должное, и управление сейчас идёт на порядок более системно (с точки зрения их идеологии), а информационные технологии позволяют обеспечивать тотальный контроль. А поскольку "развитие" в рамках такой политики мыслилось и реализовывалось, главным образом, через проекты, которые инициировались кем-то и финансировались из бюджета, то даже такого "развития" почти не будет - в силу понятных обстоятельств. Что касается развития образовательных систем, именно как систем (например, школы или района), то их социальное качество объективно деградировало, как бы "отмирало". Не исключаю, что это делалось осмысленно, судя по тому, что заявлял, например, публично г-н Дворкович, отвечающий в Правительстве за социальный блок, на последнем Санкт-Петербургском экономическом форуме.
Показатели так называемого рейтинга школ вместо того, чтобы быть интегрированными по своей сути и благодаря этому нести комплексную оценку результатам образовательной деятельности, на самом деле разделили сущностные функции образовательной системы на "важные" (для рейтинга) и не нужные (для него же). В "ненужных" фактически оказалась воспитательная деятельность, через которую прежде всего и проходят связи образовательной деятельности с обществом, формирующие особый образовательный уклад школы (или района), среду. Почему это влияет на качество образования, одной из сторон которого является обучение? Обучение - не тренинг и не натаскивание. Оно начинается и опирается на побуждение познавательной мотивации, интереса к знанию, к познанию. Это - основа для дальнейшего самообразования, воспитания отношения к образованию и самообразованию как ценности. Импульсы как раз и закладываются педагогами в образовательную среду. Именно здесь - ключ к подлинному развитию. Именно такой средой определяется качество развития. Даже самые "трудные" дети, попадая в такую среду, изменяются к лучшему. Нужно ли это рейтингу и иного рода проектам? Тогда что такое "сбережение народа"? Для чего все эти "материнские капиталы" и т.п.?
Значит (хотелось бы ошибаться), проектов не будет. Следовательно, необходимо:
- восстановить в понимании приоритеты: развитие образовательной среды;
- вспомнить, что это ваше личное профессиональное дело, ведь это ваша среда: ваши дети, ваши родители, ваши местные власти, ваши предприниматели, ваши разные интересные люди:
- обратиться именно к ним - у всех у них свои особенные и конкретные потребности, интересы и возможности.
Если это так, тогда вектор управленческого анализа обращается не на ожидание "вот приедет барин, барин нас рассудит", а на внутренние ресурсы, на общение с людьми, которые рядом и вместе с которыми решается задача будущего детей, которые без полноценного образования (не натаскивания) его - будущего - в современном обществе не имеют.
Решающее значение приобретает не то, что мы имитируем (например, псевдоуспешность), а что реально делаем, что реально происходит с конкретными людьми, с их действиями и отношениями в реальной обстановке и в контексте их реальных возможностей для их же будущего.
И если именно конкретная реальность восстанавливается как поле развития, то абстрактный "педагогический персонал" вновь становится "именным" педагогом и учителем - востребуется не как "штатная единица", а как личность: что она может делать реально, а не "образцово-показательно"?
По роду профессии мне приходилось видеть разные образовательные учреждения: и те, которые считаются "элитными", и самые "простые", городские и сельские, столичные и провинциальные. Беру смелость утверждать, что в любой из них есть хотя бы один педагог, работающий на уровне высоких профессиональных стандартов, педагог - мастер своего дела. Обычно же их бывает несколько. Это есть реальный инновационный опыт - "точка роста", критерий и образец для других.
Как мы сумеем этим воспользоваться?
Похожие статьи:
Пикейные жилеты считают → Будет ли педагогическая весна?
Главшкола → Школа. Идейная борьба за тебя
Пикейные жилеты считают → Учитель на глобальной шахматной доске
Новости → Учителя Москвы на "Академии урока" в Минске
Прогностика. Образование для будущего → Педагогическая деятельность глазами учителя