Московская городская Дума в качестве одного из приоритетных гуманитарных проектов города определила москвоведение на всех ступенях образования (школа – колледж – университет). Проект получил название «Москвоведение 2.0». Руководитель проекта – заместитель председателя МГД С.В. Орлов. В прошлом, 2020-м, году отметили юбилей Забелина и Гиляровского. Конференция в МГД, посвящённая замечательным людям нашего города, была, главным образом, краеведческая. Именно в тот момент на улицах бушевали страсти: на несанкционированные митинги в центре города вышли даже школьники. Удержать молодёжь в правовом поле разговорами о краеведении точно невозможно. Нужно было вносить существенные изменения в образовательную политику и особенно воспитательную деятельность образовательных учреждений. Поэтому следующая конференция в рамках проекта «Москвоведение 2.0» стала исключительно образовательной. Она состоялась 14 сентября 2021 г. В ней участвовали историки Москвы, культурологи, педагоги, руководители образовательных учреждений, музеев, парков, городских ведомств, т.е. представительство было широким. Приглашён был в качестве докладчика и ваш покорный слуга. Конференция транслировалась в Интернет. По материалам конференции будет издан сборник.
Москвоведение как учебный предмет вводился в московские школы в 90-е годы под личным патронажем тогдашних руководителей. Потом этот интерес угас, и тема стала периферийной. Но теперь политические обстоятельства заставляют власть задуматься о воспитательной деятельности, потому что нет Отечества без граждан, а граждан нет без знания и любви к малой Родине.
Некоторые личные впечатления о конференции.
Благодаря широкому кругу участников были подняты важнейшие актуальные вопросы москвоведения, причём совсем не только как учебного предмета. Москвоведение, скорее, понимается как учение о великом городе Москве, её истории, настоящем и будущем. Москвоведение шире, чем история Москвы. Системный анализ прозвучавших идей и предложений позволит создать совершенно новую концепцию москвоведения.
Ключевое значение воспитательного аспекта. Представитель Севастополя обратила внимание на то, что подлинная история родного города позволила сохранить национальную идентичность севастопольцев в условиях, когда почти четверть века её пытались переделать на «незалежный» лад. Данный фактор сыграл решающую роль в событиях 2013-2014 гг. в Крыму. Выводы для Москвы очевидны.
В московских школах накоплен огромный опыт преподавания москвоведения. Школа фактически стала «точкой входа» во все образовательные ресурсы Москвы (имеется в виду образовательный потенциал музеев, парков. предприятий, библиотек и т.д.). Нужно его систематизировать.
Один из практических стимулов для тех, кто учится. Возможность получить профессию ассистента экскурсовода уже в старшей школе и работать. Москва же имеет бездонный туристический потенциал.
Прослушав все выступления, я пришёл к выводу, что все материалы в совокупности имеют высокий научный уровень и могут быть очень полезны с методической точки зрения для любого региона, города, района страны как образец анализа проблемы. Отчёт на сайте МГД:
https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/moskvovedenie-istochnik-nauchnogo-znaniya-i-lyubvi-k-rodnomu-gorodu
Официальный отчёт не передаёт глубины рассмотрения проблемы. Надо дождаться выхода сборника и попросить в МГД его электронную версию.
Пока же предлагаю вниманию читателя свой материал.
Москва. Личный взгляд
Хозяина шумной и всегда полной народа булочной Филиппова спросили, может ли он испечь такой же вкусный хлеб в Петербурге. Нет. Почему? В Петербурге нет московской воды [3]. Поскольку наша встреча носит рабочий характер, постараюсь делать практические выводы.
Первое. Возможность рассмотрения темы Москвы, её истории и культуры на всех учебных предметах без дополнительных часов за счёт межпредметных связей и контекстного обучения. Например, рассказанную Гиляровским московскую историю можно использовать на:
— химии (при изучении свойств воды);
— биологии (качество питания, здоровье человека);
— экологии (качество среды жизни);
— технологии (роль человеческого творчества и мастерства в технологическом процессе).
В профессиональной подготовке (колледж, университет):
— спецпредметы в образовательных учреждениях пищевого профиля;
— бизнес-образование (качество продукции);
— маркетинг (определение рыночной ниши, а также диверсификация продукции под целевые аудитории, как в опыте Филиппова, гарантии бренда);
— предпринимательская этика (авторитет предпринимателя).
Для экономии рабочего времени и сил педагогов, а также укрепления единого образовательного пространства города возможна подготовка методического пособия с коллекцией интересных и наглядных сюжетов из истории Москвы с рекомендацией, как их использовать на различных предметах.
Второе. Возможность дополнительного учебного времени для москвоведения. В настоящее время Министерством просвещения подготовлена типовая комплексная программа воспитания в школе. В ней восстанавливается такое понятие как «региональный компонент». Важно не упустить время и предложить для московского регионального компонента воспитательной деятельности школы модуль по москвоведению.
Третье. Технология разработки регионального компонента содержания воспитания и, шире, образования.
Анализ педагогического опыта 90-х годов, когда данная тема возникла впервые, выявил ряд принципиальных трудностей, которые на тот момент, в целом, не были преодолены. Если совсем коротко, то речь идёт о том, что эта проблема научная, а «бросили» её педагогическим коллективам, не обеспечив необходимую научную подготовку педагогов и квалифицированное научное руководство педагогическим поиском. В итоге к важной теме остыли, и та заглохла.
Группа педагогических коллективов в статусе инновационных площадок может стать базой изучения и апробации актуальных педагогических аспектов москвоведения. Анализ данной проблемы, методов работы с педагогическими коллективами сделан в Московском педагогическом государственном университете и опубликован в отдельной монографии [6]. Электронный вариант может быть предоставлен организаторам.
Четвёртое. Расширение предмета москвоведения.
Одна из трудностей в разработке того же регионального компонента заключалась в том, что особенности местного развития в содержании образования отражались поверхностно, как правило, на уровне местного фольклора. Коренные региональные проблемы и тенденции, за редким исключением, не были ясны разработчикам. Но именно коренные вопросы жизни и должны стать предметом педагогического анализа, включая москвоведение, а это не только история, но настоящее и будущее. Исторический анализ нужно соединить с прогнозным анализом на основе проблемного подхода. Например, следующие проблемы:
А) Обеспечение мирового технологического лидерства как национальный приоритет, роль Москвы. Модная тема «технологических долин». МГУ строит технологическую долину на р. Сетунь. На р. Сетунь в Кунцево уже в советское время действовал мощный научно-технологический кластер Московский радиотехнический завод (сейчас «Алмаз-Антей»). Опыт таких кластеров Москвы должен изучаться. В Московском педагогического государственном университете подготовлена методическая разработка по вопросам связи образовательных учреждений и корпораций [7]. Электронный вариант может быть предоставлен организаторам.
Б) Определение роли столичного центра в новых интеграционных процессах между странами бывшего СССР, при высоких внешних рисках, а также при смещении центра тяжести развития страны в Сибирь и на Дальний Восток.
В) Актуализация прогностического потенциала московского образования как ответ некритическому заимствованию западных научных и образовательных моделей и стандартов. Авторские школы, модели окружных научно-методических центров, модель профессионального конкурса «Учитель года Москвы», сети инновационных школьных площадок, опыт педагогов-авторов, организация детского и молодёжного технического творчества – факторы реального образовательного суверенитета и мирового лидерства Москвы и России. Например, по какой модели развиваться детским технопаркам: массового технического творчества или развлекательного коммерческого центра? История московского образования даёт ответ.
В заключение о «неважном». Пятое. Помните притчу о слепых мудрецах и слоне. Так и Москва – у каждого своя. Учёный пишет универсальную историю, читатель творит сюжет, ведомый только ему. Пример «своей» Москвы – в современной книге Павла Васильева [2]. «Своя» Москва – для Пушкина, Толстого, Бунина, Есенина, Булгакова. Литературный метод становится педагогическим. Из множества «неважных» артефактов складывается глубоко личный образ малой Родины, спасительный и для человека, и для города, – к нему обращаются в «минуты роковые». Москва – не только для обогащения, московская школа – не только для вертикального лифта. К сожалению, признаки педагогической антиутопии Азимова «Профессия» уже проявились явно и громко [1].
Как педагогу «пробиться» к истокам личности и закладывать её основы? Я бы начал разговор с работ педагога Сухомлинского [9] и писателя Солоухина [8].
В романе Достоевского «Подросток» один из героев говорит, как про сегодня: «Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России; все живут, только бы с них достало…» [5]. Однако, подумал герой Горького Клим Самгин, приехав в Москву: «В московском шуме человек слышней» [4].
Библиография
1. Азимов А. Профессия (1957).
2. Васильев П.А. 12 прогулок по Москве (2021).
3. Гиляровский В.А. Москва и москвичи (1926).
4. Горький А.М. Жизнь Клима Самгина (1936).
5. Достоевский Ф.М. Подросток (1875).
6. Пимчев С.П. Чайки. Развитие педагогической элиты России в конце XX – начале XXI вв. (2018).
7. Пимчев С.П. Педагог в корпорации: Навигатор по высокотехнологичным компаниям (2019).
8. Солоухин В.А. Владимирские просёлки (1958). Письма из Русского музея (1967). Чёрные доски (1968) и др.
9. Сухомлинский В.А. Родина в сердце (1978). Сердце отдаю детям (1969) и др.
Похожие статьи:
Новости → Торжественный марш накануне Дня Победы в Речицкой школе
Новости → Письмо Президенту
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи
Новости → День народных промыслов в Речицкой школе в Гжели