Всек жалуются на то, что никто не хочет учиться. А что случилось, почему? Миллиарды рублей вложили в компьютеры и электронные доски, а учиться — не хотят! Ну, что, по рукам бить линейкой или розги вводить?
Конечно, нет. Просто технические средства обучения не только не изменили характер образовательного процесса, они его усугубили. Он остался и укоренился как словесный, кабинетный.
Вспомните, давно проходил урок истории на улицах вашего района или местности? А урок биологии — в школьном саду или приусадебном участке? Можно ли в школе найти шахматы или шашки? А в теннис или биллиард можно сыграть на переменке? Это для примера.
НамНекогдаЗаниматьсяБеллетристикой! Мы уже с начальной школы готовим к ЕГЭ, тренируем переносить психологичесике перегрузки, заменяя учебный процесс проверками знаний. Выучи — сдай — получи баллы. Выучи — сдай… Выучи — сдай… Ну, что ещё надо?! Всё просто, как прелый пень.
Просто. И дети начинают "голосовать ногами", уходят в себя, в Интернет… Нет увлечения, нет воодушевления. Нет познавательной мотивации. И познаваительной мотивации нет уже в национальном масштабе. Честно говоря, даже с победителями олимиад и конкурсов я бы ещё внимательно пообщался — у многих из них не горят глаза.
В чём корень? Причин можно назвать немало. Но главное, по-моему, люди перестали общаться в образовательном процессе. Не предусмотрено регламентом и профессиональными стандартами! За это не платят!
А ещё должны быть очень разные, разнообразные формы образовательного процесса. Они не исчезли, но этот педагогический сектор сжался, как шагреневая кожа.
Отчёты от чиновников и политиков можно слышать сколько угодно. Но познавательная мотивация упала как осенний лист. И причины носят — как обычно — системный характер. Только "модернизацией" ЕГЭ и массовыми проверками дело не поправишь.
Вопрос в организации образовательного процесса и условиях для этого на конкретных рабочих местах, в классе. Источник дисбаланса — там. Нужно не пугать педагогов и не обвинять их в чём-то, а провести управленческий анализ. На рабочих местах.
Необходимо вернуться к модели школы как центра учебной и воспитательной деятельности, в том числе в сфере дополнительного образования школьников. Принцип "МТС" (машинно-тракторной станции) к сфере образования, видимо, не подходят. В сельском хозяйстве это приводит к экономии сил и средств, а в школе — обедняет образовательную среду.
Пусть экскурсий будет меньше, но пройдут они силами самой школы, организованы пусть они будут не формально, как на конвейере, а вдумчиво, с учётом интересов и возможностей конкретных ребят, которых учитель знает и чувствует. В этом гораздо больше педагогического эффекта.
Пусть школа будет больше похожа на Дом, где всё, что нужно для жизни, имеется, чем на комбинат в системе территориального разделения труда. Универсальный менеджмент не прокатит.
Здесь зарождается интерес к познанию.
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Педагогическая деятельность глазами учителя
Пикейные жилеты считают → Будет ли педагогическая весна?
Новости → Учителя Москвы на "Академии урока" в Минске
Пикейные жилеты считают → Учитель на глобальной шахматной доске
Главшкола → Развитие образовательной системы в условиях системного кризиса