Это заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека 4 декабря 2023 г. удивило меня своими откровенными, прямыми выступлениями участников. Они капитально подготовились. Хороший материал для подготовки к собеседованию по гуманитарным предметам в вуз:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/72905
Я затрону лишь вопросы образования. В чём проблема? Проблема в том, что всё правильно сказанное существует уже не знаю сколько лет. Чиновники собирают комиссии, встречи, всё думают и думают, как упростить жизнь учителю. Ну, ничегошеньки не получается! Даже жалко их становится. А президент всё удивляется и удивляется.
В этом и проблема: все всё знают, но делают наоборот.
Вы скажете, так не бывает. Именно так и происходит. При Советской власти это называлось саботажем и вредительством.
Эпизод:
"В.Фадеев: Владимир Владимирович, следующий выступающий – Екатерина Вячеславовна Сморода, уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области.
Е.Сморода: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!
Вы всегда уделяете детскому вопросу, детской тематике самое пристальное внимание, и поэтому разрешите сегодня поднять вопрос школьного образования.
Главная ценность школы – это работающие в ней люди, учителя. И от самочувствия учительства сегодня зависит качество образования нашего будущего поколения. Сегодня же система находится, можно сказать, в стрессе, хотя и старается особо не подавать вида. Дефицит учителей в школах составляет 250 тысяч, и это расчет только в вакансиях.
Отток колоссальный, учителя порой вынуждены трудиться, что называется, за троих, совмещая при этом не только преподавание по своему профилю. Я, например, посещала такие школы, в которых учитель, преподающий географию, преподает еще биологию, иностранный язык и даже музыку.
И в населенных пунктах порой из-за дефицита кадров закрываются целые учреждения, что в последствии вызывает смерть практически, гибель самого населенного пункта, потому что это социально-культурный центр. В педагогические вузы, к сожалению, ребята идут очень мало. Несмотря на то, что нам заявляют, что в этом году в два раза больше абитуриентов подали свои заявления, по факту [недобор], были выбраны другие специальности.
Выпускники до школы, уважаемый Владимир Владимирович, тоже, к сожалению, не доходят всего 10 процентов, идут работать менеджерами в маркетплейсы. Молодые педагоги тоже не выдерживают в первый год, и это, прежде всего, обусловлено высочайшей, колоссальной нагрузкой, которая лежит сегодня на педагогических кадрах и на школьных учителях. В этом году она увеличилась кратно.
Это, прежде всего, связано с проводимой реформой, переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, новую образовательную программу, с цифровизацией, с созданием единого образовательного пространства, отсутствием учебников соответствующих программ. Это огромнейшая проблема. Современные требования к урокам очень высоки и требуют очень качественной подготовки.
Учителя, готовясь к занятиям, порой вынуждены прибегать к десяти источникам, это занимает до шести часов в день, это факт, а оплата труда учителя осуществляется только за урочные часы, и это несправедливо. Крайне важно, чтобы сегодня в школах были учебники, а сегодня есть опасение, что из-за того, что разработка учебников под новые ФГОСы и программы – это процесс длительный, трудоемкий и финансово затратный, произойдет полный переход на электронные версии. Но учебники – это в первую очередь книги, которые нельзя ни в коем случае отнимать у наших ребят.
Нагрузка на классного руководителя вышла за пределы рабочего дня настолько, что у них просто не остается времени на свою собственную семью. Учителя отвечают за каждого ребенка, за каждую семью, причем и в школах, и вне школы, за ее пределами: за любое ЧП учителям грозит выговор или сразу увольнение. Поэтому классные руководители, уважаемый Владимир Владимирович, очень просят регламентировать их деятельность для того, чтобы очертить круг и зону их ответственности.
Плюс, сегодня учителя нагружены подготовкой к проведениям многочисленных диктантов, олимпиад, организацией участия детей во всевозможных проектах, мероприятиях, проведение которых значительно интенсифицировалось в последний год. Учителя получают бесчисленные задания собрать информацию, предоставить отчеты вместо того, чтобы учить. При этом порой задания, летящие сверху, похожи на абсурд, но за них грозит увольнение. Например, сделать три телефонных звонка с использованием новой цифровой платформы, и неважно, кому эти звонки будут сделаны.
При этом педагоги, а именно так и происходит приучивание к данной цифровой системе, садятся на оперативных совещаниях и делают звонки друг другу. Или, например, заставляют родителей вести странички в социальных сетях наших детей и жестко отслеживают, как обновляется лента, как ведется цифровой профиль ребенка. Якобы педагоги должны знать, чем занимаются дети во внеурочное время, как живет вся семья.
Но и хотелось бы отметить, что и наши враги, которые тоже очень тщательно отслеживают все аккаунты и социальные профили в социальных сетях, в том числе и детей, тоже теперь знают, что любят, как живут, чем занимаются, с кем общаются будущие защитники Отечества.
Достаточно сделать фотографию дня классного руководителя, учителя для того, чтобы понять весь объем и нагрузку, которую они испытывают сейчас. Это все нужно упорядочивать и принимать решительные меры, а самое главное, – оценить по достоинству и справедливости этот огромный ежедневный труд.
Кроме того, уважаемый Владимир Владимирович, нагрузка на учителей усиливается также в связи с большим притоком в школы детей с миграционной историей, в основном из стран ближнего зарубежья, которые, как правило, сразу же становятся гражданами Российской Федерации и живут по нашим законам. По данным нашего всероссийского мониторинга, который мы провели в этом году, от 20 до 50 процентов детей разного возраста, в том числе уже в подростковом периоде, не говорят вообще или владеют русским языком на очень-очень низком уровне.
Учителя вынуждены на уроках использовать карточки для объяснения значений русских слов. Это ущемляет права в том числе и тех ребят, которые учатся в классах на родном русском языке изначально. Учителя не имеют компетенций преподавания русского языка как иностранного, нет учебных пособий. А по утвержденному в этому году ведомственному приказу, который носит рекомендательный характер для школ, обучение не говорящих детей русскому языку – это нефинансируемый факультатив: хотим учим, хотим не учим, все отдано на откуп в школы и организовано в рамках внеурочной деятельности.
Федеральная государственная образовательная программа обучения русскому языку как иностранному не предусмотрена вообще. Таким образом, вся нагрузка и проблемы организации социальной, культурной и, прежде всего, языковой адаптации лежит на учителях и на школах. Качество же образования в таких образовательных организациях значительно снижается, школы теряют позиции в ведомственных рейтингах и еще больше теряют свое финансирование. Это парадокс.
Сегодня крайне необходимо упорядочить данные процессы. В первую очередь признать на законодательном уровне, внеся изменения в наш Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 273-й, что данная группа детей – это обучающиеся с особыми образовательными потребностями, которым необходимо создавать специальные условия. Это пособия, специальная подготовка учителей, программы. Необходимо обеспечивать создание специальных адаптационных классов для таких детей для интенсивного изучения русского языка и постепенного ввода, то есть интеграции таких детей в образовательный процесс, в уже сформированные классы. И, безусловно, далее необходима корректировка ФГОСов, образовательных программ и, конечно же, методическое сопровождение.
Чувство несправедливости и беззащитности сегодня также вызывает и возможность произвола со стороны руководства школьными коллективами при аттестации педагогов. Новую систему ввели в этом году, но в ней еще больше проявляется субъективный подход к аттестуемому педагогу, поскольку аттестационные комиссии создаются в самой образовательной организации. Процедура обжалования результатов не предусмотрена, апелляционной инстанции нет, критериев оценки для отказов присвоения категории тоже нет. Все отдано на откуп руководству школы.
Но на наш взгляд, должны создаваться специальные апелляционные комиссии на местах, куда можно обратиться любому педагогу, который не согласен с несправедливым решением аттестационной комиссии на уровне образовательной организации. Они должны создаваться как минимум на уровне муниципальных органов управления образованием, а еще лучше – на уровне профильных региональных министерств.
И о больном. Сегодня кто угодно может спокойно вылить грязь на любого учителя в соцсети, в СМИ, выложить видео, прокомментировать, выложить переписку и дискредитировать действия любого педагога. От этого они чувствуют свою незащищенность. Порой читаешь комментарии к даже, казалось бы, приличной публикации: у нас не учителя, а монстры, не люди со своей личной жизнью.
Педагоги не верят, что та инициатива, которая сегодня звучит, о создании конфликтных комиссий на уровне школ будет работать. У нас родители требовательные, которые относятся к образованию как к услугам, привыкли сразу обращаться к Президенту, который может решить весь вопрос. За это, соответственно, страдают и увольняются директора и учителя.
На наш взгляд, реальной защитой учителя может стать установление ответственности за распространение информации, дискредитирующей статус учителя: за выкладывание в сеть Интернет сюжетов, комментариев, порочащих достоинство учителя, по аналогии с установлением ответственности за фейки и дискредитацию действий армии, добровольческих формирований, организаций и лиц, которые содействуют в выполнении ее задач.
Профессия учителя не должна ассоциироваться с исполнителем услуг. Она должна стать званием, иметь свою ценность и вес. Наше общество должно помнить, что работа школьного учителя – это самоотверженный труд высокообразованных людей, передающих знания, помогающие формировать мировоззрения, передают ценности нашим детям, нашему подрастающему поколению, и именно они помогают воспитывать наших будущих защитников Отечества, и это их великий вклад в будущее нашей нации.
Я закончила. Спасибо большое за внимание, уважаемый Владимир Владимирович. И поскольку я представляю институт уполномоченных по правам ребенка, и по долгу своей ежедневной службы мы постоянно общаемся, я лично постоянно общаюсь с очень большим гражданским сообществом, представляющим родителей, представляющим благотворительные фонды, различные организации, помогающие организации – мы всегда за Вас голосовали и пойдем голосовать дальше. Простите, что воспользовалась этой ситуацией. Хотим вместе с Вами идти к дальнейшим победам. Спасибо.
В.Путин: Екатерина Вячеславовна, спасибо большое. Даже не знаю, на что реагировать, потому что все, что Вы сказали, все очень важно.
Очень чувствительная и важная сфера деятельности общества и государства – это школа. Преподавание, учебники, оплата труда, престиж профессии педагога. А классное руководство и его регламентация (я пометил для себя) – обязательно посмотрим внимательно, министерству дам соответствующее поручение, и Администрация Президента посмотрит.
Для меня несколько неожиданно, что Вы сказали по поводу отчетности. Все, что связано с информатизацией работы педагога, было направлено на то, чтобы разгрузить учителя, дебюрократизировать его работу. Вот Вы говорите о принудительной информатизации. Это очень странный, честно говоря, даже неожиданный для меня такой формальный подход к информатизации. Тоже об этом обязательно с министром поговорю, обещаю Вам.
Вернемся опять к той же самой, считаю, острой теме детей трудовых мигрантов. Это непростая тема, и все, что Вы сказали, все просто, я почти дословно это записал – нужно, конечно, подумать над решением всех этих вопросов. Дети должны учиться, но этот процесс не должен сопровождаться ухудшением условий для обучения наших ребятишек в школе, детей наших граждан. Это отдельная тема и нельзя делать вид, что этой проблемы не существует. Обязательно тоже дам соответствующее поручение подготовить предложения, и, надеюсь, Вы будете принимать участие в выработке этих решений. Здесь и можно отдельные группы делать. Здесь много чего можно и нужно сделать, но нельзя только одно: сделать вид, что здесь проблем не существует. Они есть, это правда, Вы правы абсолютно.
Теперь по поводу всяких вариантов дискредитации преподавателей, педагогов, учителей. Безусловно, очень важная, очень тонкая сфера, подлежащая, безусловно, регулированию современными способами, особенно имея в виду, что мы живем в современном информационном пространстве. Только окриками и только запретами здесь ничего не решишь. Я сейчас даже и в детали не хочу вдаваться.
Может быть, это одна из самых сложных тем, которую Вы затронули, но точно совершенно нам нужно учителей оградить от неправомерного вмешательства в их жизнь и от неправомерного давления на них в информационном пространстве. Повторяю, надо дать им подумать, подумать и принять соответствующие решения, которые ситуацию будут менять к лучшему с точки зрения защиты прав учителей в данном случае.
Пожалуйста, давайте дальше пойдем".
Пойдём дальше и мы.
Похожие статьи:
Новости → Учителя Москвы на "Академии урока" в Минске
Пикейные жилеты считают → Будет ли педагогическая весна?
Пикейные жилеты считают → Учитель на глобальной шахматной доске
Главшкола → Развитие образовательной системы в условиях системного кризиса
Прогностика. Образование для будущего → Педагогическая деятельность глазами учителя