Не верю… Не могу поверить, что меня и моих коллег пригласил на дипломатический завтрак Чрезвычайный и Полномочный Посол Чешской Республики в России, первый европейский космонавт, Герой Советского Союза… Не могу поверить, что в то пасмурное пятничное утро в уникальном посольском особняке, что близ Тверской, выдающаяся историческая личность Владимир Ремек будет без формальностей, по-отечески мудро рассказывать о своей жизни. Не могу поверить, что лично из рук г-на Посла получу серебряную медаль Яна Амоса Коменского. Однако… Однако, всё это произошло – 8 декабря.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Чешской Республики Владимир Ремек
вручает Сергею Пимчеву серебряную медаль Яна Амоса Коменского
Из московского района Митино, что на самом краю столичного северо-запада, до Чешского посольства на автомобиле, если без пробок, можно добраться напрямую за полчаса. Но для меня и моих коллег этот путь занял ровно 6 лет. Именно поздним ноябрьским вечером 2011 года в одной из митинских школ три педагога, стоя в школьном коридоре, думали над идеей педагогического проекта для своих учителей: Галина Ивановна Михеева, Юлия Сергеевна Овчинникова и ваш покорный слуга. Тогда в разговоре «неожиданно» (впрочем, так ли неожиданно? совсем даже не «неожиданно», а закономерно) возникло имя Яна Амоса Коменского. Лучше великой личности для наших педагогических целей (о которых чуть ниже) встретить было трудно. Нам повезло вдвойне: на следующий год, 2012-й, Я.А. Коменскому исполнялось 420 лет. Дата была хотя и не рубежная, но вполне «круглая», и при нашей любви к красным дням календаря её можно было использовать, как минимум, для привлечения общественного внимания к идеям Коменского, а как максимум – для перечитывания великого чешского, славянского, европейского просветителя, педагога, мыслителя в контексте современных педагогических проблем, которые, к сожалению, достаточно остры.
Дипломатический завтрак
В массовом общественно-педагогическом сознании имя Коменского связывается с созданием классно-урочной системы обучения, всем хорошо известной на собственном ученическом опыте. И обычно на этом заканчивается. Между тем, более прямолинейного и поверхностного суждения о научном наследии Коменского трудно представить. Разве только услышать в почтенном сообществе пренебрежительную фразу: «Коменский устарел!». Увы, потом в ходе выполнения проекта такое бывало не раз. Мы пошли против тренда.
Очевидно, со стороны смотрелось бы смешно и глупо, когда одна группа людей говорит, что «Коменский устарел!», а группа напротив им возражает: «Коменский не устарел!».
На мосточке утром рано
Повстречались два барана…
………………………………….
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Нет, не это – тренд. Тренд в том, что на тот момент в течение нескольких лет в системе образования резко усилились заложенные ранее как мина замедленного действия тенденции формализации и технократизации, которые, к сожалению, продолжаются до сих пор. Не технологизации, которую можно только приветствовать как путь к росту производительности труда, а именно технократизации, когда формальные показатели стали самоцелью для высших управленцев, а за ними – по цепочке для более мелких чиновников. И, вот, уже маститые директора школ, от которых прежде трудно было ожидать подчёркнутой сервильности и давно уже позабытой «преданности партии», заговорили как будто не своим языком: «Сергей Петрович, это же современная государственная политика!». Увы, цифры съели людей, и последние этим гордятся… Всё это похоже на сектанство совсем не районного масштаба.
Для кого-то «Коменский устарел», потому что он фактически, сам того не ведая, 400 лет спустя, стал альтернативой – с его идеалами Просвещения и гуманизма. Альтернативой – дегуманизации, вытеснению человеческих начал не только из общественной среды, но из самого человека, фактического расчеловечивания – под броскими лозунгами «успеха личности». Растиражированное лукавство: тренд – это. Мы обратились к Коменскому за поддержкой своей позиции.
Так возник проект COMENIUS-420, продолженный на следующий год проектом COMENIUS-425. Его тема говорит сама за себя: «Сценарий о счастье для “человека с маленькой буквы”».
Много воды утекло за прошедшие годы. Люди присоединялись и – «отсоединялись». Но заинтересованное ядро оставалось неизменным и последовательным. Я благодарен педагогам, дипломатам, предпринимателям, государственным управленцам, благодаря которым разрабатывалось новое содержание образования и новые формы организации образовательного процесса, новый педагогический профессионализм и новые международные связи и отношения школ – то, что стоит за понятием «развитие»: реальное, осязаемое развитие образования и общества.
Назову, прежде всего, Речицкую среднюю школу, что в подмосковной Гжели, её уникальный педагогический коллектив и устремлённого в будущее руководителя Наталию Васильевну Гребенникову. Образовательная система школы шагнула вперёд широким шагом, прежде всего, за счёт расширения международных связей на основе оригинальных педагогических проектов. Общие педагогические дела объединили школьников, педагогов, родителей подмосковной Гжели и Минска, Варшавы, Белграда, чешского Турнова. Уверен: как говорится, «далее везде». Зачем? Я глубоко убеждён, что международные отношения школы – это не «экзотика», не какой-то «бонус» к образовательной системе школы, не рекламный приём. Хлопотливо, сложно, наконец, накладно, но это – вывод образовательной системы школы на новый уровень возможностей для своих учеников. В этом – главное. Большое искусство – найти достойного партнёра, ещё большее искусство – построить с ним долговременные отношения для развития образовательной системы. В сжатом очерке невозможно перечислить всё, в чём это выражается и как это сделано в Речицкой школе. Свяжитесь с Речицкой школой, и Наталия Васильевна пригласит Вас на какое-нибудь событие. Как говорится, «бумага терпит», а «бумага электронная» тем паче, поэтому лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Вообще говоря, международного опыта у школы – на целый мастер-класс. Лучшей площадки и реального партнёра для Россотрудничества, для российских центров науки и культуры (в «записках постороннего» я бы настойчиво рекомендовал: давно пора включить сюда образование) за рубежом не найти. Гжель – это глобальный бренд России. А Речицкая школа отсюда. «Мы из Гжели!» – отличная могла бы получиться международная культурная программа.
Проект твёрдо поддержало Посольство Чешской Республики в России во главе с В. Ремеком. Что чрезвычайно важно, поддержка была оказана в самом начале, когда любой проект находится в зоне риска. Непосредственно с нами взаимодействовал заместитель Посла Петер Кроужек, благодаря которому мы увидели блестящую команду чешских дипломатов, работающую чётко, слажено, как знаменитые пражские часы на Староместской площади. Впервые в великолепный ансамбль Чешского Посольства в Москве я попал аспирантом в 1992 г, когда отмечалось 400-летие Я.А. Коменского. Видимо, тогдашнее глубокое эстетическое чувство восхищения толкало меня к тому, чтобы его испытало как можно больше педагогов, школьников и студентов. В рамках проекта COMENIUS это удалось сделать. Уверен, для всех, в первую очередь, для ребят, многих из них совсем малышей, это станет «точкой роста» личности. Но, вы понимаете, что одного нашего желания было бы крайне не достаточно. И удачей – не назовёшь. Команда Чешского Посольства проводит принципиальную политику открытости своего кусочка чешской земли в центре Москвы, чтобы граждане России вдохнули воздух Чехии, прикоснулись разумом и душой к чешской истории и культуре – славянской, европейской.
Благодаря проекту мы познакомились с Яной Коновой, директором одного из институтов Карлова университета, её замечательными коллегами. Когда я оказался на большой конференции, организованной Яной, судя по вниманию к своей персоне, понял, что московский гость – редкая птица в этих стенах. Но почему? Пусть мы будем обычными гостями, но частыми. Пусть деловые визиты в обе стороны преобладают над представительскими.
Борис Ильюк, доцент Силезского университета, стал нашим добрым ангелом. Всегда готовый откликнуться на любой вопрос, он решил для Речицкой школы стратегическую задачу – нашёл чешскую школу-партнёра. Произнося «стратегический», я не оговорился. Найти партнёра «по духу» трудно, почти как любимого мужа или жену… А нужно.
«Я был на улице Коменского». Даже не многие комениологи (т.е. профессиональные исследователи биографии и творчества Коменского) знают, где такая улица, тем более, побывали там. А у нас там – друзья. На улице Коменского в г. Лисе-над-Лабой, что в ближнем пригороде Праги, в Коммерческой академии работают наши коллеги: директор Ивана Дворжакова, преподаватели Вера Штыхова, Алёна Лангова, Власта Слоупова. В Академии я увидел, что такое «чешский урок», более того, два урока коллеги с удовольствием позволили полностью снять на видео. Я его показываю педагогам в России – отличный материал для методического самоанализа!
Когда тебе приходится ездить куда-то по серьёзному делу, ездить периодически, решать там достаточно сложные профессиональные задачи, следовательно, расти по-человечески и профессионально, это место становится для тебя «малой Родиной». Такой «малой Родиной» стал для нас Минск и вообще Беларусь. Я не спрашивал на эти высокие слова разрешения в Минске, точнее, у Минска, готов ли этот великий славянский град, столица Беларуси считать нас своими приёмными детьми. Но мне кажется, он всегда был к нам приветлив, а мы всегда приезжаем в Минск с добрыми мыслями и открытым сердцем. В конце концов, во всех наших планах в Беларуси нам везло, никогда не было препятствий и мелочных трудностей. Для меня это знак, говорящий, что нас – «принимают», а не отторгают. Тут, как говорится, не обманешь. Минские коллеги поддержали проект COMENIUS конкретными делами. Это, в первую очередь, руководство и сотрудники Минского городского института развития образования (МГИРО), кстати говоря, на мой взгляд, основанный на многолетнем опыте общения, абсолютного лидера в системе дополнительного профессионального педагогического образования (по старому – повышения квалификации) всего постсоветского пространства (о Европе судить не могу, поскольку близко не знакомился): ректор МГИРО Татьяна Ивановна Мороз, начальник отдела Людмила Георгиевна Венцерева, председатель минского Клуба учителей «Большая перемена» Татьяна Ивановна Павлючук, начальник управления Анатолий Сильвестрович Сечко.
Не хотелось бы превращать публицистический очерк в отчёт по проекту, хотя, кажется, скатился на такую стезю. Много материала, наверняка, можно найти в Сети, например, на данном портале. Но что является главным? Один известный и уважаемый американский системолог, Рассел Акофф, произнёс крылатую идею: «Качество – это не то, что мы имеем, а то, что мы можем сделать с тем, что имеем». В этом заключаются новые перспективы. В чём они, на мой взгляд, состоят?
О чём бы я мечтал?
Речицкая школа, с моей точки зрения, может и должна стать, как минимум, районным (для Раменского района) или региональным (для Подмосковья) центром международного школьного сотрудничества. В школе есть опыт, апробированные методы и формы, внешние личные контакты, «знающие свой манёвр» педагогические кадры. Но школе нужна поддержка, ведь школа – не коммерческая организация. Если государственные организации не проявят интереса, то, мне кажется, гжельскому бизнесу необходимо сконцентрироваться и поддержать международные проекты Речицкой школы, потому что в них посеяны зёрна будущего и, если мы говорим о бизнесе, конкурентные преимущества региона традиционного народного художественного промысла.
Устойчивое и разнообразное партнёрство, я бы сказал – педагогическое побратимство, Московского педагогического государственного университета и Карлова университета в Праге выглядело бы, на мой взгляд, очень авторитетно и красиво. Есть же города-побратимы, почему не быть побратимами университетам? Оба университета – глобальные бренды своих стран. У ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова есть полное понимание значения данного вопроса. Пусть двойные дипломы выпускников наших университетов станут обычным делом, а Москва или Прага для студентов и преподавателей – второй «малой Родиной».
Расширение международного образовательного взаимодействия школ и университетов может происходить под именем Яна Амоса Коменского. Лучшей исторической фигуры для этой цели, на мой взгляд, не найти. «Путь Коменского» – таким могло бы стать рабочее название проекта. Коменский как педагог физически работал во многих европейских странах, внеся тем самым лепту в развитие их «человеческого капитала», который за прошедшие века дал, говоря языком экономики, неизмеримый по масштабу мультипликативный эффект: прежде всего, стран нынешней Вишеградской группы – Чехии, Словакии, Польше, Венгрии, – а также Германии, Голландии, Великобритании, Швеции. Его интеллектуальное и духовное влияние на мир не укладывается ни в какие географические и политические границы.
Совместное фото
… Ах, да, завтрак… Мы говорили о завтраке. Завтраке у Посла. Это может происходить. Примерно раз в шесть лет.
P.S. Информация о «завтраке» на сайте Посольства Чехии:
http://www.mzv.cz/moscow/ru/kultura_obrazovanije/x2017_12_08.html
Похожие статьи:
Новости → Коменский. Возвращение
Новости → Вокруг Коменского
Прогностика. Образование для будущего → Беседы с Коменским
Новости → С Днём Учителя учителей!
Новости → 28 марта Я.А. Коменскому - 425