Скажи мне, кто твой собеседник, и я скажу, кто ты. Такие собеседники, как Коменский, вместе с ним Ушинский, Сухомлинский, Корчак, Макаренко, Сорока-Росинский, Стоюнин, всегда интересовались детьми, как говорится, в прилагаемых обстоятельствах. Прилагаемые обстоятельства – не фигура речи: это те конкретные социальные условия и культурная среда, в которых развивается ребёнок, социальное окружение, особенности исторической эпохи. Если педагогические цели и задачи исходят из анализа этого, они отличаются педагогическим реализмом. Если же работа школы, содержание учебников, условия работы учителя подчинятся якобы объективным и универсальным, часто надуманным критериям, то это называется педагогическим абстракционизмом.
Шесть лет назад, когда мы начинали проект, посвящённый Яну Амосу Коменскому, мы стремились к тому, чтобы в условиях, когда от педагога и от школы требуют любой ценой повышения формальных показателей, помочь педагогу сохранить ориентацию именно на человека в обстоятельствах его жизни. Речь идёт о том, чтобы не устраивать из образовательного процесса социалистическое соревнование, а дать возможность школе, педагогам, спокойно и вдумчиво работать, не дёргать по бюрократическим пустякам, освободить время, в первую очередь, для осмысленной воспитательной работы. Иначе, мы потеряем поколение. Первые колокольчики зазвенели, когда пошла серия немотивированных самоубийств среди подростков, – невиданного доселе в нашей стране явления – индикатора глубочайшего кризиса в системе воспитания. На днях подростки массово участвовали в антиправительственных выступлениях. Политики в растерянности, открыв для себя, что за ними эти самые подростки не пойдут, а что делать, не знают. Скорее всего, как обычно, обвинят школу. Сколько писем я писал на ведущие телеканалы: поднимите воспитательные проблемы, пригласите учителей и родителей к их широкому публичному обсуждения! Кто может вспомнить хотя бы что-то на эту тему в телеэфире? Телевидения на 95 % заполнено развлекательным и криминальным «мылом». Дело о новом серийном убийце того и гляди закончится книгой из серии «Жизнь замечательных людей». В такой аморальной атмосфере модернизация не совершается…
Поэтому наследие Коменского для участников проекта – это высочайшая педагогическая и человеческая правда, моральная опора. Тема проекта COMENIUS-425 звучала так: "Сценарий о счастье для «человека с маленькой буквы»". Именно это было целью философской и педагогической системы Коменского. Классно-урочная система – это совсем не главное у Коменского, как принято считать, вдобавок её ещё исказили. Класс представляется в виде безмолвной массы, посреди которой ходит грозный учитель, добиваясь беспрекословной исполнительности.
Но посмотрим первоисточник, книгу самого Коменского «Мир чувственных вещей в картинках», изображение школы.
Как она описывается: «Школа 1 есть мастерская, в которой юные души воспитываются к добродетели; она разделяется на классы. Учитель 2 сидит на кафедре 3, ученики 4 – на скамьях 5. Учитель учит, а ученики учатся. Кое-что пишется для них мелом на доске 6. Некоторые из учеников сидят за столом и пишут 7. Учитель исправляет ошибки 8. Некоторые стоят 9 и читают вслух то, что выучили на память…». Работают два учителя (старший и младший), используются разные формы работы: самостоятельная, групповая, индивидуальная; смена видов деятельности: письмо, устный ответ, объяснение у доски. Класс делится на зоны, хорошо освещён, потолки высокие, помещение, приспособленное для обучения. Имеется единое содержание образования (книга у старшего учителя). И учителя, и ученики одеты в похожие красивые платья. Детей много – т.е. образование массовое и т.д. В общем, для XVII в. очень хорошо.
Что ожидает нас в ближайшем будущем и почему Коменский по-прежнему остаётся актуальным для счастья человека.
Если верить футурологам, ныне живущие поколения подвергнутся «девятому валу» перемен, в основе которых лежат информационные технологии. Рисков много. С гуманитарной точки зрения самая серьёзная угроза для человека – роботы, искусственный интеллект. Клаус Шваб, президент Всемирного экономического форума в Давосе, в новой книге «Четвёртая промышленная революция» пишет, что в 2025 г. в совете директоров школ Раменского района, как в совете директоров любой корпорации, одним из членов будет робот. Зависимость от ИКТ станет тотальной. Человекоподобные существа потеснят людей во всех сферах общественных и личных отношений.
В образовании искусственный интеллект сумеет взаимодействовать с человеческим мозгом напрямую, непосредственно через нейроны передавая знания, умения, эмоции и даже опыт. Интернет станет нейронетом. Учителя, длительный процесс обучения будут не нужны. Несколько комментариев.
Одушевление явлений и предметов – это архетипическое свойство человеческого сознания. Можно утверждать, что с этого Homo sapiens начался, это основа культуры, традиции: чувства дома, родных стен, малой Родины, вообще привязанностей. В этом смысле человек перед роботом беззащитен. В эпоху научно-технической революции у нас был мультипликационный фильм про робота Самоделкина, который являет собой образец человеческого поведения. Что будет в ответ? В борьбе за права человека робот может напомнить, что первый человек Адам сам был сделан из глины.
Понятие «робот» впервые появилось в 20-е годы, его автор – чешский писатель Карел Чапек. Тема отношений между человеком и альтернативной антропоморфной цивилизацией нашла отражение в романе-антиутопии «Война с саламандрами». Владимир Иванович Вернадский писал, что жизнь и человеческий Разум – понятия геологические. Но между живым и неживым лежит резкая грань. Живое может произойти только от живого. Геологическая история Земли другого пути не знает. Что будет, если неживое начнёт претендовать на статус живого?
Относиться к проекту человекоподобных существ как к нейтральному технологическому прогнозу инженеров нельзя – за ним стоят влиятельные группы интересов, преследующие политическую и коммерческую выгоду. Эти группы – действуют. Агрессивно и целенаправленно. Анализ всего этого – тема отдельного разговора. Но корень проблемы один – отношение к человеку: человек – творец своей судьбы или объект манипуляции. Чтоб распознавать, для этого и нужны классики.
Поздравляю вас с Днём рождения Учителя учителей, желаю оставаться педагогическими реалистами. Vivat Comenius!
Похожие статьи:
Новости → 28 марта Я.А. Коменскому - 425
Новости → Коменский. Возвращение
Новости → Завтрак особого назначения
Новости → Вокруг Коменского
Новости → С Днём Учителя учителей!