18 декабря 2020 г. в Минском городском педагогическом колледже состоялась конференция, посвящённая Яну Амосу Коменскому. Мы с коллегами активно "занимались Коменским" в канун его 425-летия (в 2017 г.) — на протяжении 6 лет — в рамках проекта COMENIUS-425. Минские педагоги в нём принимали самое активное участие. Поэтому когда минчане пригласили на конференцию, разумеется, мы откликнулись.
На минской конференции были представлены педагоги и студенты нескольких колледжей Беларуси в дистанционном формате. После недавних бурных событий, на мой взгляд, этот момент особенно важен: педагоги объединяли страну (посредством укрепления единого образовательного и воспитательного пространства).
После редактирования материалы конференции будут доступны на сайте Колледжа.
Ваш покорный слуга удостоился чести выступить на пленарном заседании. Предлагаю вниманию читателей текст выступления.
Вокруг Коменского
Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги!
Когда вчера мы уточняли время встречи, я лишний раз уяснил для себя, что погода в Минске и Москве может быть разной, но время у нас одно. Потому что темы, которые нас интересуют, общие. В данном случае, нас собрал Ян Амос Коменский, его педагогика, потребность современного прочтения судьбы Коменского и его идей. Благодарю вас за предоставленную возможность высказаться на эту тему!
Статью я прилежно написал и вовремя сдал в оргкомитет конференции, повторять её не стану. Она попадает в раздел о современном педагоге. Этот сюжет мне хотелось бы развить, рассказав об опыте большого международного педагогического проекта, в котором приняли участие минские педагоги.
В 2017 году Коменскому исполнялось 425 лет. Несколькими годами ранее возник педагогический проект под названием COMENIUS-425. Я попробую ответить на вопрос: «Какое значение в жизни педагога имеет большой проект?». Деятельность педагога объединяет сложный и разный состав. Разработка интересных проектов, исследовательская работа, то, что можно назвать общим понятием «творческий педагогический поиск», является её природной, генетической составляющей. Три тезиса на эту тему.
Первое. Как рождается проект? Однажды поздним вечером в пустынном сумраке коридора московской школы в спальном районе города стояли три творческих чудака – два заместителя директора и научный руководитель (ваш покорный слуга) – и думали, какую идею предложить педагогическому коллективу для творческого развития. Среди разных версий проклюнулась и такая: нет ли «круглой» даты у кого-нибудь из «великих», чтобы за это «зацепиться»? Как вы поняли, такой «великий» и такая дата нашлись. Начали работать. За шесть лет вырос довольно масштабный и звонкий проект.
Таким образом, первый вывод: идея для красивого проекта может родиться самым обычным образом, при условии, если над этим постоянно размышлять. Как писал Маяковский: «Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды».
Второе. Почему классика? Одна из задач, которая стояла перед участниками проекта, – вернуться к тестам Коменского, перечитать, полистать. Когда классику штудирует студент для экзамена – одна ситуация. Когда к ней возвращается опытный педагог, он смотрит другими глазами, замечает новые сюжеты. Ваш покорный слуга не стал исключением. Он открывал для себя «нового» старого Коменского. Поэтому когда я слышу – и тогда, и сейчас, – что Коменский якобы «устарел», мне становится неловко за таких псевдоинтеллектуалов.
Что было важно, в первую очередь, для меня лично? Методы, точнее, методология анализа. Я сравниваю методологию анализа Коменского и методологию анализа разведывательных служб: разведка – это элита. Методология Коменского открыта, доступна, изучается. Методология разведки является высшей государственной тайной. Изучение и сравнение двух методологий показывает, что они – плоды одного дерева, это одна и та же методология.
Другой пример. Сейчас все лихорадочно бросились создавать платформы для дистанционного обучения, онлайн-школы – независимо от того, понимают они что-то в педагогике или их смелость обусловливается простой неосведомлённостью. Посмотрите работу Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» – чем не методическая основа для дистанционного обучения? Начните хотя бы с неё свой педагогический и методический «дистанционный» ликбез.
Таким образом, классические труды – это не пыльные гири на крыльях героя. Это то, что позволяет понять, что есть главное и что второстепенное. Как писал Толстой: «Если ты встал на ложный путь, то каждый шаг уводит тебя от цели».
Третье. Что даёт проект? Большой проект выводит авторов и участников на новый уровень контактов и отношений, позволяет преодолевать известную замкнутость в школьных стенах педагогической работы.
Например, мне доставляет большое удовлетворение, что в рамках проекта COMENIUS для его участников открылись двери чешского посольства в Москве – замечательном историческом здании (найдите его в Сети). Мы познакомились с уникальным человеком – первым европейским космонавтом Владимиром Ремеком, Послом Чешской Республики в России. Особенно приятно, что во всех мероприятиях и акциях участвовали ученики и учителя сельских школ.
Таким образом, я мог бы сравнить хороший педагогический проект с разведкой, а педагога – с разведчиком. Разведчик больше видит, узнаёт и понимает. Думаю, в жизни участники не раз вспомнят о проекте. Как писал Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии».
В заключение хотел бы подчеркнуть главное, ради чего всё делается. Это развитие самостоятельности ума, уверенности поступков, научной грамотности. Так вёл себя в жизни и сам Коменский. Этому он учил. Чудесно, что мы имеем таких учителей.
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Беседы с Коменским
Новости → Коменский. Возвращение
Новости → С Днём Учителя учителей!
Новости → Завтрак особого назначения
Новости → 28 марта Я.А. Коменскому - 425