Дорогие выпускники, а также их родители и учителя! Президент поздравил вас с окончанием школы, сказал проникновенные слова. Скажу и я.
Большинство из вас не имеют наследства в виде нефтяной или газовой трубы, торгового центра, складочного комплекса и прочей инфраструктуры. Ваши родители в 90-е не успели или не могли — в связи с наличием совести — обогатиться за счёт других. А больше шансов нет и вряд ли будут, поскольку смена элиты происходит в революционной ситуации, а таковая в России уже прошла. Элита сменилась: с советской на "демократическую". Добавлю к этому такой факт, что уже на протяжении десятилетий в Европе последующее поколение не живёт богаче своих родителей, т.е. социальные шансы, как минимум, не увеличиваются (тенденция, однако). "Высотки" заняты. На что рассчитывать?
Реальных оснований, на мой взгляд, два.
Первое. Жизнь всё равно развивается, и даже самым крутым аналитическим и прогностическим центрам не удаётся никогда разгадать будущее. Следовательно, остаются шансы выпрыгнуть в такое будущее, где можно стать элитой. Правда, есть одно "но": ни вы, ни я, как и все, тоже не знаем будущего. Не можем к нему подготовиться, как надо. Значит, первым будет тот, кто правильно разгадает его ростки (которые обязательно имеются) и сделает на них ставку. Вы сумеете?
Второе. Элиты тоже меняются. Дети и, тем более, внуки постепенно теряют наследство своих предков, поскольку не обладают личными качествами (характером, волей, целеустремлённостью, даже если хотите, наглостью и высокомерием), которые были у их отцов и дедов. Расслабленность, избалованность, называйте как угодно. Образованность — возможно. Но этого недостаточно. Нужны характер и воля плюс к этому. Нужно ещё и понимание, а образованность чаще приводит к зашоренности и догматизму, чем к диалектическому мышлению (такова сейчас концепция и практика образования, к сожалению). В общем, элита во втором и третьем поколении начинает "таять" и сдавать социальные позиции. Открывается окно возможностей, которыми можно воспользоваться. Вы сумеете?
Таким образом, получается, что многое зависит от конкретного человека: его эффективных и необходимых знаний (а не сданных тестов ЕГЭ), практической умелости и смётки, внутренней адаптивности и внешней мобильности (для поиска шансов и адаптации к ним), способности понимания и социальной ориентации (как карта и компас для путешественника), нацеленности и силы воли, мотивации к достижениям (это внутренний движок для человека), самоорганизации (другие вас будут либо подчинять себе, либо дезорганизовывать). Всё это надо в себе воспитать. Вы сумеете?
Я бы назвал это "гуманитарной трубой". По-моему, она помощнее "алых парусов". Впрочем, их можно и нужно объединить.
Будьте сами себе "президентом" этой трубы.
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Her Gref о кухаркиных детях
Главшкола → Маска, я тебя знаю?
Cui prodest? Педагогическая политология → Как формируется новая российская знать?
Cui prodest? Педагогическая политология → «Стена скорби» против Ивана Грозного?
Родительский кров. Воспитание → Богатый наследник