Национальные элиты ведущих стран мира формировались на протяжении, как минимум, столетий. Они прошли через радикальные исторические ситуации (революции, войны, эпидемии, природные катаклизмы), что отложилось в их социальном опыте, коллективном характере и отразилось в системе воспитания. Конкурировать с такими элитами на мировой арене сложно. Тем более, что о национальной элите современной России ещё только предстоит услышать, об источниках и способах её формирования, воспроизводства и развития ещё только предстоит разговор. Система образования тысячелетия назад стало фактором существования для общественных элит. В современной России на решение такой задачи, насколько можно судить, претендуют известные частные школы. Однако, вероятно, их воспитательная практика не справляется с высотой общественной задачи. Богатство - большое искушение...
Приведу на этот счёт наблюдение нашего педагога-классика Константина Дмитриевича Ушинского из его известной работы "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860 г.):
"Переходя от государств к отдельным сословиям, следя за возникновением и падением их, мы видим то же самое: как только необходимость труда — будет ли то наука, торговля, государственная служба, военная или гражданская — покидает какое-нибудь сословие, так оно и начинает быстро терять силу, нравственность, а наконец, и самое влияние; начинает быстро вырождаться и уступает свое место другому, в среду которого переходит вместе с трудом и энергия, и нравственность, и счастье.
Примеры частной жизни представляют нам то же самое: кто жил и наблюдал достаточно, чтобы иметь возможность припомнить несколько благосостояний, созданных и разрушенных на его памяти, тот, вероятно, не раз задумывался над одним странным, периодически повторяющимся явлением. Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьется из всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными, так что если сравнить счастье отца, тяжким упорным трудом нажившего состояние, и детей, проживающих его без всякого труда, то мы увидим, что отец был несравненно счастливее детей. А между тем бедняк трудился целую жизнь, чтобы детям его не нужно было трудиться,— бился целую жизнь, чтоб разрушить их нравственность, сократить их существование и сделать для них счастье невозможным! О дельном воспитании он не заботился: к чему оно? — были бы деньги! Пусть-де воспитывается тот, у кого их нет. И не подумал он, что труд, а за ним и счастье сами сыщут бедняка; а богач должен еще уметь отыскать их.Из всех этих примеров мы видим, что труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится. Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за все золото Калифорнии: она остается у того, кто трудится. Недостаток-то этой незримой ценности, производимой трудом, а не недостаток бархата, шелка, хлеба, машин, вина, погубил Рим, Испанию, губит южные штаты, вырождает сословия, уничтожает роды и лишает нравственности и счастья многие тысячи людей".
По уровню жизни наши состоятельные граждане догнали и перегнали тех, с кого брали пример в обустройстве образа и стиля жизни. Теперь предстоит научиться более важным вещам.
Похожие статьи:
Новости → Гуманитарная труба
Cui prodest? Педагогическая политология → «Стена скорби» против Ивана Грозного?
Прогностика. Образование для будущего → Her Gref о кухаркиных детях
Cui prodest? Педагогическая политология → Как формируется новая российская знать?
Главшкола → Маска, я тебя знаю?