У Аллы Александровны Андреевой сегодня, 10 августа, — День рождения, и при этом — красивый юбилей.
Алла Александровна, как Вас поздравить?
Прошу прощения у читателей, что обращаюсь к Алле Александровне напрямую. Я знаю её много лет. Многим ей обязан. Благодарен за науку жизни. В конце концов, благодарен ей за открытие для меня Гжели, когда я понял, что Гжель надо любить. Учиться любить. А для этого — вникать. Вникать в её историю, культуру, современность.
Что сказать сейчас?
Однажды меня в Гжели подвозил водитель на грузовой. Разговорились. В ходе разговора от меня прозвучало Ваше имя. Водитель оживился и просил обязательно передать Вам сердечный привет. Он был Вашим учеником и воспитанником ещё в Гжельском техникуме. По-моему, такое — высшая благодарность педагогу.
Теперь в Гжели есть свой университет. Он вырос из техникума. И вырос, конечно, не сам по себе. Если бы университеты росли как грибы, где им комфортнее, в каждом районе был бы свой университет. Однако, насколько я знаю, в сельской местности такой университет единственный — Гжельский государственный. Он по рождению связан не с территориальным делением - районом или регионом, — а именно с промыслом, его территорией, которая является исторической, культурной, а не административной.
Алла Александровна, Вы сокровенно делились, что это была Ваша мечта. Ваша и Виктора Михайловича Логинова — чтобы в Гжели был университет, связанный с развитием гжельского художественного промысла и его местного сообщества. Вы сделали это. Поэтому Ваше имя и имя В.М. Логинова навсегда войдут в историю Гжели, как имена Ломоносова, Кузнецовых, Салтыкова и Бессарабовой.
Откуда возникла эта мечта? Я могу только догадываться. Вы — из поколения Детей войны, родом из Сталинграда. Всем своим трудным личным жизненным опытом Вы могли понять, что значат учение, образование, воспитание для жизненного пути человека. Поэтому, попав в Гжель, Вы и решили "сконцентрировать" образование в одной географической точке. Чтобы местные ребята, не проходя через тернии жизни, смогли воспользоваться результатами образования на старте жизни. Получить образование не в середине жизни — в качестве плода, а в самом начале — в качестве инструмента и метода, чтобы добиваться на этой основе плодов жизни другого уровня. Это идея социального равенства на деле, справедливого социального лифта. Это всегда актуально. И это не трафаретная фраза. Мы видим, как нувориши всё делают для своих детей, чтобы те обскакали массу через несколько этапов. А Гжель, которая гордится своей вековой грамотностью и великими предпринимателями, — Гжель может остаться в офсайде? Ваша модель непрерывного образования в регионе промысла даёт однозначный ответ: "Не может".
Но сейчас в Гжели управляют процессами другие люди. Новые хозяева головного предприятия. Новое руководство в университете. Признаюсь, я писал им письма. Как говорили наши предки :"Не корысти ради, но пользы Отечества для". Я знакомился с их концепциями развития, публичными выступлениями, немного наблюдаю практическую деятельность. Мне кажется, они потеряли в своей логике принцип преемственности, принцип историзма. Без этих принципов развитие невозможно. Об этом написаны тома научных трудов. Новые руководители в Гжели очень хлопочут о развитии, а получается снова опять.
Я настоятельно предлагал и ректору университета, и руководству головного предприятия встретиться с Вами и по-человечески познакомиться, поговорить, что и как происходило в Гжели, прежде всего, в системе образования за последние лет 50. Как Вы и Виктор Михайлович развивали образовательную систему? Что делали? С кем сталкивались? Как преодолевали трудности и подлости? Поговорить за чашечкой чая начистоту. Насколько я могу судить, таких встреч не было. Письма остались без ответа.
Я обращался в Правительство Московской области с предложением (и его обоснованием, разумеется) присвоить одной из улиц в Гжели Ваше имя. Своих героев нужно чтить при жизни. В Ярославле, например, назвали улицу в честь В. Терешковой. Мне пришёл бездушный ответ.
Как пробить такую стену? Я же не могу кричать этим людям в ухо. Просто потому, что с ними не встречаюсь. А написанное они либо не читают, либо читают по диагонали. Наверное, когда их деятельность начнёт "свёртываться", как кислое молоко на огне, тогда они обратятся к принципу историзма.
В Ново-Харитоново (для читателя: где расположены и головное предприятие, и университет) я не был давно и впервые попал по делу именно сегодня. Прошёл по местам будущего, так сказать, туристического кластера. Ведь создание туристического кластера мирового уровня — идея фикс новых людей. То, что я увидел, может увидеть каждый прямо сейчас. Разбитый асфальт на дорожке от Егорьевского шоссе до университета. Бумажный мусор прямо перед проходной. На газоне вдоль забора рядом с проходной университета — завалы бычков. Да, кластер...
А предприятие? Основной подъездной путь "причесали". Но по идее туристического кластера рабочая ж/д ветка от ст. Гжель до предприятия, которая пронизывает Гжель насквозь, должна служить для фешенебельного подвоза любознательных и состоятельных туристов прямо в сердце промысла. Что же сейчас увидят, например, желанные для всех китайцы, если пройдут — нет, не по кустам, — прямо по переезду ветки и Егорьевского шоссе, т.е. в самом центре!? Раздолбанные шпалы и разбросанный мусор, который живёт сам по себе у всех на виду. Клоака, а не кластер.
Да, бывает, скажет добродушный читатель. К этому привыкают. Ничего, дышат. Где ж столько любви набраться!
А давайте вспомним, Гжель — это какой регион, регион чего? По своей природе, по своей истории? Какая основная идея авторской образовательной системы В.М. Логинова и А.А. Андреевой? Вот для чего нужен принцип историзма. Вот как он работает на настоящее и будущее.
Уважаемая Алла Александровна, позвольте пожелать, чтобы новые поколения для начала поняли то, что сделано Вами и В.М. Логиновым для Гжели.
Здоровья и благополучия!
Похожие статьи:
Золотая библиотека → Социалистический реализм - это когда страна на пике истории
Главшкола → Чтобы архитектура взошла на этой земле...
Новости → Синяя птица взмыла над Гжелью...
Новости → Елена Безбородова. По обе стороны окна
Главшкола → Что называется "Торговыми рядами"?