Рейтинг как измеритель успешности образовательных систем пришёл к нам вместе с либеральными реформами. Пришёл со скандалами. Не только потому, что затрагивал жизненные интересы учащих и учащихся, но и потому, что как инструмент в среде специалистов имеет неоднозначную репутацию и, помимо прочего, вводился у нас р-р-революционным большевистским образом, не учитывая особенности российских научных и образовательных традиций, просто ломая их. Изобретение, как можно понять, это американское, что о многом скажет думающему читателю.
Например, от преподавателей университетов во имя рейтинга требуется индекс цитирования в системе Scopus. Какое отношение американский бизнес-проект, против которого поднимается волна исследователей на самом Западе, имеет к научному творчеству российского исследователя? За его же деньги. Просто подарить свои знания в никуда. Чисто американская затея с индейцами: мы вам — фантики, вы нам — золото, считайте нас белыми богами.
Или, скажем, стоимость обучения одного студента — как показатель. Разумеется, в сторону повышения. Это в корне противоречит декларации о том, что полноценное образование должно быть доступным. Очень походит на жлобское отношение к своему молодому поколению. Может быть, этому молодому поколению задуматься о том, где получить хорошее высшее образование, минуя родные будущие alma-mater, — в Германии, Чехии, Польше или Финляндии? Учат точно не хуже, а денег могут вообще не взять. И диплом будет европейский. И Европу посмотришь.
Предлагаем вниманию читателя один из рейтингов российских университетов с изложением его концепции и разъяснением критериев. Надеемся, он как-то подскажет школе, как тоньше настроить собственную образовательную среду. Ведь продолжение образования в университете — не единственный, но очень достойный путь жизни после школы:
http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz2014/vuz_rus_2014
Вдогонку. Есть ещё один момент относительно рейтинга: насколько именно данный рейтинг служит официальной основой для принятия тех или иных государственных решений (например, выделения бюджетных средств)? Или это частная инциатива богатого господина, т.е. обычный бизнес-проект?
Кроме того, ни один рейтинг не "схватит" в полноте сложность и многообразие гуманитарной системы, какой является образовательная организация. Следовательно, его роль — индикативная, а не основание для принятия решения. Для принятия решения требуется анализ.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Кто не устроился, я не виноват!
Золотая библиотека → Когда не было университетов...
Новости → Завтрак особого назначения
Прогностика. Образование для будущего → Человек и технология. Взгляд из Kantiana
Парта. Воспитание в обществе и школе → Джентльмены! Мы одной крови!