На эту тему я могу говорить откровенно, зная, что никого не обижу. Почему? По одной простой причине: мне всегда по-настоящему, глубоко интересны быт, культура, история, исторические личности, конкретные судьбы людей любой территории России, где приходится бывать. Я знаю: это МОЯ культура, это МОЯ история. Я также знаю, что люди всегда гостеприимны и вежливы, если вежлив и приветлив ты сам. Ещё я знаю, что между простыми людьми России в повседневном общении, как правило, не имеется отрицательных стереотипов, если люди решают вопросы жизни и ведут себя прилично.
Ещё я знаю — и это лично неоднократно наблюдал в 90-е годы, — что существуют узкие (!) группы неадекватных людей, как правило, местной или этнической интеллигенции, которым всё "мало": мало власти, мало денег, мало свободы. С такими людьми я вежливо разговаривать не могу и не буду и скажу им сразу, что они — либо ошибаются, либо лжецы. Если они заблуждаются, я расскажу им про 90-е и чем это всё заканчивается. Если же они лгут, я буду с ними прям. Заигрывать с ними нельзя — категорически. Я скажу людям, которые за ними идут: "Не идите за ними. Это тупик.".
Я скажу педагогам, студентам и школьникам, как прекрасен русский язык, русская литература, как исключительно драматична и интересна история России, в которой они живут и к которой причастны их предки. И как это всё — поучительно! Для их личной жизни, в первую очередь. Как многого они не увидят и не поймут, если не будут этим интересоваться и вникать. Какое счастье жить в стране великого мирового языка — русского языка — и легко научиться владеть им свободно! Господа взрослые, не лишайте своих детей этого капитала!
Я сам жалею, что вырос в исключительно русской среде и в детстве, подростковом возрасте не звучал рядом другой язык, а лучше — другие языки, как, например, на Кавказе, где рядом их могут быть десятки. Ибо, как сказал мудрец, сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. Скоро у каждого в кармане будут электронные переводчики, но сделают ли они нас человеками? Нет. Давайте относиться к многоязычной и многокультурной среде как нашему достоинству, источнику развития, если хотите, ресурсу и конкурентному преимуществу.
Ещё раз по русскому языку более конкретно. Кому-то могут не нравиться русские. Предположим такое. Но — не крадите у себя и своих детей русский язык. Можно по-разному относиться к англичанам, американцам или австралийцам — это не повод не учить английский язык, не интересоваться англоязычной литературой. Это надо делать — для себя, собственного развития. Это не повод для провозглашения государственного суверенитета в вологодской деревне или татарском ауле. Это — разные темы: язык и политическая борьба. Не крадите будущее! Никто ничего никому не должен. Речь о шансах в жизни: либо есть, либо нет. Пусть лучше будут. Русский язык и русская культура — это мировые феномены, существующие самостоятельно. Тем более они настолько многообразны и адаптивны, что я, русский, лучше пойму арменина, с которым дружу, чем русского из Архангельска или Сибири. Русский язык как государственный — это национальное, общее для всех достояние, богатство, сокровище. Для каждого человека.
Нет никакого… НИКАКОГО смысла — если только узкополитического, эгоистического или опасно глупого — противопоставлять русский язык и языки народов России. Они никаким образом не конфликтуют между собой. На один язык больше учебных часов, на другой меньше? И обидно это? А кто сказал и решил, сколько надо? Давайте отнесёмся к этому как к педагогическому (хотел сказать: медицинскому) факту: сколько целесообразно? Соберём авторитетный консилиум (Педагогический Совет!), внимательно обсудим и решим: почему и для чего? что именно? сколько? Чтобы было разумно и взвешенно, и понятно каждому.
Должен ли русский (этнически) человек изучать татарский, мордовский, марийский, хантыйский, чеченский… языки, если он живёт в национальной республике? Если люди общаются на этом языке, то этому русскому человеку нужно дать шанс для изучения языка, если бытового уровня недостаточно. Но — должен или нет? Повторяю: надо дать шанс. А если он не хочет, он может уехать. Прошу понять меня правильно: изучение любого языка — это шанс. Если человек не хочет изучать русский или другой язык, особенно если язык живой, его люди используют его в общении, он сам себя обкрадывает — он теряет шанс точнее и глубже понять окружающих людей. Как же он будет ЖИТЬ среди людей? Он совсем никакого языка не хочет учить? Тогда ему придётся переехать в космос.
Ещё я часто видел, что другие владеют русским языком лучше этнически русских: например, белорусы или чеченцы. Русские, подтянитесь!
Такое возникло рассуждение после прочтения статьи на эту тему — "Почему министр образования Васильева не услышала президента России Путина?": https://eadaily.com/ru/news/2017/08/31/pochemu-ministr-obrazovaniya-vasileva-ne-uslyshala-prezidenta-rossii-putina
Похожие статьи:
В царской ложе → Галина Михеева. Сокровенное слово о Главном
Главшкола → Чепуху "мелят" или "молят"?
Cui prodest? Педагогическая политология → Великий и могучий нуждается в нашей помощи
Главшкола → Музыка реп
Новости → Ах, Александр Сергеевич!