Телеканал ОТР (9 кнопка) стремится чувствовать пульс того, как живут люди в стране. В одной из программ поднята проблема суицида среди подростков. Я удивляюсь: её обсуждают не педагоги, не медики, не полиция, не психологи. Журналисты. И связали с проблемой кибербезопасности.
Посмотрите запись:
https://otr-online.ru/programmi/bolshaya-strana/bezopasnost-buduschego-78909.html
На мой взгляд, проблема имеет более глубокие корни, и их необходимо назвать. В обществе растёт отчуждение. Отчуждение вообще. Всё от всего. И даже сам человек уже отчуждается от самого себя. Но если у взрослых есть какие-то способы самозащиты, средства получить отдушину (и то не всегда спасающие): дачный участок, общение с друзьями, даже алкоголь и курение (псевдо, но всё же имеют психологический эффект), - то у подростков и детей такой самозащиты нет. К сожалению, как это нередко бывает, эксперты в студии говорят многое, но до корня вещей так, бывает, не доходят. Что же делать? В России, как говорят, самый высокий уровень подросткового суицида. Пандемия.
Я глубоко убеждён, что постановка серьёзной системы воспитательной работы в школе может ликвидировать это зло. Под "серьёзной" системой я понимаю не постоянное размещение отчётных фотографий о воспитательных мероприятиях, не показушные весёлые фотки на сайтах школ, не чиновничьи отчёты о культурно-воспитательных мероприятиях в парках, музеях, усадьбах и театрах...
В России, пожалуй, как нигде есть тяжёлый опыт беспризорничества и трудного детства (Гражданская война, Великая Отечественная война) и есть замечательный педагогический опыт его преодоления (Макаренко, Сухомлинский). Давайте для начала вспомним педагогическую классику. Кстати говоря, Василию Александровичу Сухомлинскому (1918-1970 гг.) в 2018 г. исполняется 100 лет со дня рождения, а Антону Семёновичу Макаренко (1888-1939 гг.) - 130 лет. Особенным психологизмом отмечаются, на мой взгляд, работы Сухомлинского. У нас настало время для нового Сухомлинского, но его фамилия не будет совпадать с именами тех, кто сегодня претендует на роль "реформаторов" российского образования. У этих "реформаторов" наши дети - погибают, и они даже не хотят этого заметить. Для них это: "так случилось", "виновата Сеть" и т.п. А Макаренко, Сухомлинский, тем более Коменский для них - "устарели".
Я думаю, мой посыл понятен. Подробно говорить о том, что есть насущная, а не показушная воспитательная работа... мы с коллегами и говорили, и писали даже на этом сайте. В ней никакой "новой Америки" нет. Всё известно. Известно - всё: с точки зрения приёмов, методов, системы. Вопрос в трендах управления и создания условий для педагогов. Именно для них. В социальной эмапатии. И пока педагоги ещё не потеряли квалификацию в организации именно воспитательной деятельности. пока их не сделали придатками тестов и рейтингов.
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Расти, репка, большая и маленькая!
В классе у Мастера → Юрий Грымов. Продюсерские "штучки"
Главшкола → Красивая поэма и красивый урок - есть ли отличия?
Cui prodest? Педагогическая политология → Что общего между "эпохой Просвещения" и "Министерством просвещения"?
Пикейные жилеты считают → Если бы я был немцем