Мысль знаменитого нашего литературного критика 19 века Виссариона Григорьевича Белинского о поэме И.С. Тургенева "Параша" вполне применима и к образовательному процессу.
Мне по роду работы пришлось наблюдать много уроков, например, в рамках конкурса "Учитель года Москвы", причём уже на финальной стадии, т.е. отобранных, лучших. А также то, как жюри оценивало эти уроки. При всех различиях и у конкурсантов, и у судей было общее — это не устраивало меня. Шутка, разумеется. Но доля правды в ней есть. Всем не хватало — и в разработке урока, и в способоах его оценивания — какой-то высоты. Какой? Лучше Белинского не скажешь (1843 год):
"Есть два рода поэзии: одна, как талант, происходит от раздражительности нерв и живости воображения; она отличается тем блеском, яркостию красок, тою резкою угловатостию форм, которые мечутся в глаза толпе и увлекают ее внимание. Чем более, повидимому, заключает в себе такая поэзия, тем пустее она внутри самой себя, ибо она вся в воображении и ничего общего с действительностию не имеет; мысли ее похожи на громкие слова и звучные фразы, а картины ее похожи только до тех пор, пока смотришь на них: отведите глаза, и в вашем воображении не останется никакого образа, никакого созерцания, никакого представления. — Другая поэзия, как талант, имеет своим источником глубокое чувство действительности, сердечную симпатию ко всему живому, а потому ее чувства всегда истинны, ее мысли всегда оригинальны, даже не будучи новыми, ибо они не пойманы извне и на лету, а возникли и выросли в душе поэта. Произведения такой поэзии не бросаются в глаза, но требуют, чтоб в них вглядывались, и только внимательному взору открывается во всей глубине своей их простая, тихая и целомудренная красота. Печать оригинальности составляет их неразлучную принадлежность; она есть следствие способности схватывать сущность, а следовательно, и особенность каждого предмета. И потому описания ее запечатлены достоверностию, так что, если б вы и никогда не видывали описываемого предмета, вы тем не менее убеждены, что он точно таков и другим быть не может".
Похожие статьи:
Парта. Воспитание в обществе и школе → Глаза в глаза. Как остановить суицид среди подростков?
Золотая библиотека → Смех как сила. Кара-Мурза
В классе у Мастера → Юрий Грымов. Продюсерские "штучки"
Прогностика. Образование для будущего → Расти, репка, большая и маленькая!
Cui prodest? Педагогическая политология → Что общего между "эпохой Просвещения" и "Министерством просвещения"?