В Екатеринбурге — индустриальной столице Урала — прошло совещание с участием президента страны по реформированию системы СПО. Честно говоря, по такого рода официальным отчётам бывает сложно составить представление о том, что действительно достигнуто и что действительно выступает проблемой. Понятно: все стараются показать, как говорится, товар лицом, отчитаться и получить новые деньги. А президент… Судя по тексту, президент выступает в роли модератора, который в детали особенно не вникает:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/56992
Итак, на что бы я обратил внимание?
Первое. Декларируется прогнозирование экономического развития, в данном случае, на уровне региона. Прогнозирование — особая методология анализа, которая требует специальной научной подготовки. Кто этим будет заниматься в регионах, когда на федеральном уровне это плохо получается. Между тем, предполагается, по контексту, что в этом проблем нет. Уверяю, именно здесь они есть, и если их не замечать, то гладко будет на бумаге, да споткнёмся на овраги.
Второе. Декларируется разработка регионального кадрового стандарта на основе прогнозирования. Опять же — разработка содержания образования требует специальной научно-педагогической подготовки. Есть эти люди? Или так же, как в первом случае?
Мы с коллегами занимались в конце 90-х проблемой разработки "регионального компонента содержания образования". Я проводил анализ того, что делалось в регионах. Как правило, в подавляющем большинстве случаев это выглядело формально. Хотя, ой, чего встречалось написанного, но — пустышки. Эти проблемы — похожие. Кстати, в 90-е создавались, по-возможности, организационно-педагогические условия для творческой работы педагогов: выделение блока в содержании образования для самостоятельной разработки, оплата работы экспериментальных площадок. А сейчас — есть хотя бы такие условия? У нас педагог сейчас зажат со всех сторон.
Третье. Про зарплату по приоритетным специальностям и профессиональной перспективе для молодых людей не спрашиваю. Хотя вполне ожидаемо об этом услышать, но — не сказано.
Четвёртое. Декларируется общее развитие работника. Как? Если даже общее среднее образование у нас фактически исчезло: профилизация пустила свои щупальца уже в средние классы, а то и в началку. К тому же в качестве идела предлагается немецкая система, в которой практика занимает 60% учебного времени.
На мой взгляд, не хватает в разговоре какой-то существенности, основательности, нащупывания корневых проблем и понимания главных звеньев развития. Протокольно. В начале разговора президент сослался на опыт петровской и советской индустриализации. Что же из этого следует?
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Прогностика. Образование для будущего → Без чего не будет технологического рывка?
Главшкола → Развитие местности и школа. Способы взаимной адаптации
Главшкола → Смотрю в Москву. А также Спас-Клепики, Осташков, Валдай...
Cui prodest? Педагогическая политология → Загадки модернизации образования