Наши теоретические блуждания и интеллектуальная зависимость от Запада приводят как раз к таким государственным решениям, которые большинство народа либо не понимает, либо откровенно не приемлет. Прежде всего, это касается такой чувствительной сферы жизни, как образование.
ЕГЭ и - споры вокруг него. ФГОСы и - споры вокруг них. Компетентностный подход и - споры вокруг него. Оптимизация сети школ и - споры вокруг этого. Рейтинги и - споры об этом. Что ещё? Всё это - проявления теоретической беспомощности. Нашей. Потому что всё это плохо и неубедительно прорабатывается (а то и не прорабатывается вовсе) и так же преподносится, а точнее - навязывается обществу.
7 мая 2018 г. Президент России подписал новый указ, где один из пунктов - разработка нового проекта (программы) развития национального образования. Срок: к 1 октября. Осталось чуть больше 4 месяцев. Кто серьёзно работал над такого рода документами, понимает, что если у тебя до сего момента не имелось своей концепции, то за 4 месяца её не сделать. А такой концепции - нет. Следовательно, мы будем после 1 октября, в принципе, двигаться методом проб и ошибок.
В данный момент нам в качестве теоретического подхода навязан т.н. компетентностный подход. Не вникая в глубину, хочу кратко сказать, что он имеет отношение к сфере деятельности уже готовых специалистов, которых ориентируют на определённые рабочие места или в определённую, достаточно узкую, сферу деятельности. Компетенции - это функции. Нужно обучить человека конкретным функциям, натренировать его.
Но, согласитесь, что по всем соображениям (и экономическим, и гуманитарным) делается это на уже какой-то базе, ранее человеком освоенной. На базе - образования: среднего и широкого профессионального (политехнического, как говорили в советской педагогике). Это - разумно и рационально. Следовательно, компетентностный подход имееет право на применение на определённом, достаточно высоком этапе профессионального образования, когда речь идёт о - специализации. Не более того. У нас определённые активисты распространили его безумно (или сознательно?) на - всё образование. Это, очевидно, не правильно. Это первое.
Второе. Советская теория (именно теория - технологическая, без идеологизации) содержания образования на порядок превосходит вышеупомятутую концепцию компетенций. Но её толком не изучали - как основу педагогического образования, потому легко и забыли. Активисты же - как пионеры-антисоветчики - сделали это ещё и сознательно, ибо, по их революционному мнению, всё что было до них - отвратительно. Между тем, именно эта теория сегодня является наиболее разработанной. Более того, многие её положения нашли практическую апробацию в массовой ( именно массовой) школе. То есть теория - работала и, к удивлению активистов, продолжает работать, хотя её и всячески вытравливают. Не говорю, что её нужно взять один к одному. Как основу. И нарастить тем общественным опытом, который мы получили за последние четверть века (в т.ч. имея в виду отрицательный и разрушительный).
Таким образом, задачей номер 1 в проекте (программе) развития образования должна быть разработка новой теории содержания образования с опорой на отечественные педагогические традиции, исторический и современный опыт (в т.ч. и критически осмысленный международный).
Это избавит от лихорадочных решений и многих частных проблем.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Школозамещение
Cui prodest? Педагогическая политология → Спецслужбы задумались о школе
Парта. Воспитание в обществе и школе → Школа-усадьба. Здесь хочется учиться и работать
Код 495 → Пост-Калина?
Cui prodest? Педагогическая политология → Учитель - теперь государственный служащий?