На встрече президента России Путина и руководителя Росатома Лихачёва прозвучали интересные идеи:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/72034
Но я обращу внимание только на одну. Цитата:
"А.Лихачёв: ... Я просил бы Вашего одобрения, если можно. У нас есть такое, образно говоря, намоленное место ‒ Обнинск, где первая атомная станция была, очень сильный филиал МИФИ. Мы бы хотели там начать работу по созданию большого кластера международного ядерного образования. Он очень выгодно находится относительно Москвы, аэропортов. Там наши институты…
В.Путин: Я думаю, что это востребовано, конечно, у нас партнёров много.
А.Лихачёв: Партнёров много. Мы осенью там соберём большую конференцию, и она станет в будущем частью Форума молодёжи и студентов, который будет проводиться в феврале, ‒ около 50 стран именно по ядерной линии направляют нам своих молодых представителей. Очень важная задача ‒ работать с ними, влиять на процессы в мире, но не менее важная задача ‒ воспитывать своих. И нам очень приятно, что во всей цепочке ‒ детский сад, школа, вуз, производство ‒ мы не только даём людям компетенции, но и формируем гражданскую позицию. Это позволяет нам с опережением двигаться вперёд.
В.Путин: Спасибо. Так и сделаем".
Речь идёт о создании образовательного кластера, т.е. системы непрерывного образования от детского сада до высшего уровня подготовки научных и инженерных кадров на территории малого города. Можно себе представить, какая жизнь начнётся в Обнинске… Но я не об этом.
Хочу сказать, что модель региональной системы непрерывного образования — создана. Более 30 лет назад. В Гжели — регионе народного керамического промысла. Защищены диссертации по педагогическому направлению. Авторы: В.М. Логинов, генеральный директор объединения "Гжель", первый ректор Гжельского университете; А.А. Андреева, проректор университета.
Росатом идёт тем же путём. Как в Гжели, Росатом с целью достижения "научно-образовательного суверенитета" тоже задумает создать собственный региональный (реально: мировой) Университет РОсатома (в Обнинске). Однако… За прошедшее время в модели развития образовательного кластера в Гжели произошёл прирост научной и практической новизны. Так, например, на базе Речицкой средней школа разработана модель. Модель школы — в рамках региональной модели, на её стволе, но отдельной самостоятельной ветвью. Автор: Н.В. Гребенникова, директор школы.
Для того, чтобы такая школьная модель — как элемент дальнейшего развития образовательного кластера - появилась, понадобились, как минимум:
— время (десятки лет);
— кадры руководителей и педагогов, воспитанных в определённых педагогических и культурных традициях (десятки лет).
Росатому придётся пойти тем же путём (в принципе). Для сокращения времени педагогического поиска (десятки лет), целесообразно учесть опыт педагогов Гжели:
— создания системы непрерывного образования в историческом регионе;
— открытия университета;
— разработки субрегиональных образовательных моделей и проектов (модель школы и др.).
Кто знает, может быть, Росатом найдёт для себя в Гжели и более широкую образовательную перспективу, вроде Обнинска. В школах Гжели есть творческие и профессиональные педагоги, готовые включиться в актуальные научные, в частности, технологические (труд, ремесло) и естественнонаучные (математика, физика, биология, химия) проекты.
В свою очередь, педагогам Гжели могут быть очень полезны педагогичесвкие инициативы Росатома:
rosatom.ru
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Русский лес. Великий сталинский план
От винта!. Педагогические экспедиции → «… На Стрелке далёкой гудками кого-то зовёт пароход»
Прогностика. Образование для будущего → Без чего не будет технологического рывка?
Прогностика. Образование для будущего → Рабочий - это звучит... Или не звучит?
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла