Московский региональный штаб Общероссийского народного фронта в начале февраля 2016 г. провёл расширенное заседание, на котором обсуждался широкий круг вопросов, связанных с развитием образования в Москве. Отчёт об этом заседании и его результатах опубликован на сайте ОНФ, его московского отделения:
http://onf.ru/2016/02/04/v-moskovskom-shtabe-onf-obsudili-problemy-kachestva-obrazovaniya-posle-provedennoy-v/
В связи с тем, что общественное мнение и мнение профессионального педагогического сообщества буквально "кипит" вокруг этих "горячих" педагогических вопросов (достаточно посмотреть материалы заседания Госсовета при Президенте России по проблемам образования от 23 декабря 2015 г.), ожидалось увидеть в отчёте такой смелой и решительной организации как ОНФ чётких и ясных оценок, формулирование ясных предложений, как исправлять ситуацию в родном городе. Однако, отчёт выглядит пресным. Бюрократическим. Выводы ОНФ отражают только сейчас то, что очевидным было уже несколько лет назад, против чего имели место массовые протесты, на которые не обращали внимания и не учитывали. Когда т.н. образовательные комплексы только начали создаваться, Интернет пестрел протестными видеороликами родительской и педагогической общественности. Назначенные на направление официальные руководители, надо отдать должное, встречались с людьми, однако внятного объяснения, что, зачем и почему это делается, не прозвучало. Программы и плана действий не предъявлено. Все замечания игнорировались. В общем, ОНФ идёт по следу, а на самом деле — должен опережать и предупреждать, как и положено общественному движению.
«Понятно, что процесс объединения учебных заведений уже завершен и безвозвратен, но..." — делается вывод в докладе. С чего это — безвозвратен? И кому понятно? Разве не бывает необратимых процессов или контрреформ? В истории — постоянно.
Какие же решения, господа? Не видно в тексте. Я, гражданин Москвы, написал в отделение ОНФ письмо с просьбой прислать полный текст доклада. Третья неделя пошла, ответа нет. Если ответ с текстом доклада придёт, информирую об этом читателей портала. Пока реакция — нулевая, что не сочетается с имиджем оперативной, мобильной, как "Фитиль", организации ОНФ.
Такая осторожность объяснима. Ведь один из руководителей московского отделения ОНФ Я. Кузьминов является депутатом Мосгордумы, членом комиссии по образованию. Кроме того, он ректор Высшей школы экономики, которая, как считают, задаёт тон радикальным образовательным реформам в России и, как минимум, непосредственно сотрудничает с Департаментом образования Москвы. Последний, в частности, "рекомендовал" в настойчивой форме московским школам взаимодействоать с ВШЭ.
Если верить в "теорию заговора", то московский ОНФ готовится к тому, чтобы сохранить лицо. Судя по всему, отставка действующего руководителя Департамента образования города произойдёт в любом случае. Скорее всего, по формальному основанию: высшие чиновники не могут занимать должность после 65 лет. Причём прежнему руководителю отчитываться о проделанной работе, лишний раз привлекая к проделанному общественное внимание, не придётся, поскольку Программа развития столичного образования 2012-16 гг., можно сказать, автоматически, тихой сапой продлена до 2018 г. Сын за отца не в ответе: новый руководитель не отвечает за сделанное ранее и начнёт с "чистого листа"… то же самое. Как в советском учебнике по обществоведению про загнивающий капитализм и буржуазную демократию: лица меняются — политика остаётся.
К этому докладу я бы добавил то, чему сам был свидетелем. А именно реформированию "до ручки" головной организации дополнительного профессионального образования для московских педагогов — Московского института открытого образования (МИОО), исторически известного как Московский городской институт усовершенствования учителей, основанного ещё в суровые годы Великой Отечественной войны.
Руководитель Департамента образования г. Москвы г-н И.И. Калина три года назад решил сменить ректора. Собрался трудовой коллектив. Руководитель Департамента представил нового и.о. ректора г-жу Крутову. которая, как оказалось, вполне своей фамилии буквально соответствовала. Но дело не в этом: такими универсальными менеджерами сейчас никого не удивишь. Дело в том, что г-н Калина, как официальный высокопоставленный руководитель — министр, — публично заявил собранию следующее:
1. Кадры увольняться не будут, поскольку они ценные.
2. Необходимо разработать программу развития МИОО.
3. После этого провести выборы ректора.
В это трудно поверить, но ничего из заявленного сделано не было. Точнее, было — пункт № 1, только наоборот. Состоялись массовые увольнения сотрудников. Если бы это сделали американцы, как бы такое назвали?
Это — факты. Всё остальное — интерпретации. МИОО лежит у ног "эффективных менеджеров" мирного времени.
Вывод. Предложенная Москве реформа образования, на мой взгляд, имеет глубокие системные дефекты. Это ясно, мне кажется, уже самим её авторам-разработчикам (анонимным). Любая реформа призвана оптимизировать отношения, снимать точки напряжения. Дисбалансы и напряжения же только возрастают. Активисты ОНФ, поговорите с педагогами, с родителями. И дело не в конкретных руководящих фигурах: одни уходят или переходят, другие занимают их место. Необходим пересмотр принципов. Какие другие могут быть? Вернитесь к Сочинской речи лидера ОНФ В.В. Путина 1 сентября 2015 г. Там всё сказано, Просто, внятно, доходчиво. Новые принципы вносятся другой управленческой командой. Но старая не намерена уходить, желая довести дело до "конца".
Похожие статьи:
Код 495 → "Кто уволит Калину?"
Код 495 → Какая буква пропущена в слове "спрут"?
Cui prodest? Педагогическая политология → Дырки от бубликов
Код 495 → Цифра и Соха
Код 495 → Московский параграф в истории российского образования